Если малыш не говорит. Рекомендации по развитию речи ребенка раннего возраста.
Ранний возраст- один из ключевых в жизни ребенкаи во многом определяет его будущее психологическое развитие.
В этом возрасте ребенок уже выбирает и называет предметы по цвету, форме, величине, складывает разрезную картинку. Также он уже умеет по издаваемому звуку назвать предметы вне поля зрения: лай собаки, шуршащая бумага. Ребенок уже может соблюдать правила игры, выполнять более сложные инструкции взрослого. Появляются первые навыки различного стиля общения со взрослыми и сверстниками. Дети к 3-м годам осознают свой пол, ориентируются в быту. Также к 3-м годам дети уверенно подпрыгивают на одной ноге.
В возрасте с двух лет до трех происходит бурное развитие речи. Ребенок способен понимать рассказы взрослых о событиях, которые не были пережиты им самим. Активный словарь интенсивно обогащается и к концу 3-го года достигает 1200−1500 слов. В него входят все части речи, кроме причастий и деепричастий. Ребенок говорит сложными фразами, иногда немного не согласованными. Легко воспроизводит стихи и песенки.
Однако часто родители сталкиваются с тем, что ребенок в этом возрасте говорит отдельными укороченными словами или совсем не говорит. Родителям необходимо знать, что нельзя пассивно ожидать, когда ребенок заговорит сам. Ученые убедительно доказали, что недостаток стимулирующего воздействия взрослых (родителей и специалистов) на малыша неизбежно приводит к необратимым последствиям.
Для развития речи ребенка необходимо:
- Подражать звукам, интонированиям ребёнка. Пропевать их, повторять несколько раз с разными эмоциями и интонациями.
- Откликаться на любое проявление общения ребенка: развернуться в его сторону, посмотреть в глаза, улыбнуться и т. д.
- Петь для ребёнка, читать стихи во время режимных моментов (одевание, умывание, засыпание и т. д.)
- Использовать в общении простые жесты, простые фразы, добившись сначала зрительного контакта с ребёнком.
- Развивать артикуляционный аппарат с целью улучшения звукопроизношения: есть, грызть жёсткую еду; облизываться; пить и дуть через соломинку; строить рожицы, мимикой показывать разные эмоции.
- Не поправлять ребёнка (в произношении, в построении фразы), а говорить «да» (знак того, что сообщение понято) и давать правильный вариант произнесения. Например: «Да. Маша хочет сок».
- Играть в «повторялки» — повторять действия ребёнка. Использовать игрушки, включающиеся от громких звуков.
- Оречевлять действия свои и ребёнка (речевое сопровождение взрослого). Говорить, спрашивать, отвечать за ребёнка, «думать вслух» над игровыми заданиями и др.
- Смотреть семейные фотографии, рассказывать о них.
- Давать право выбора (сначала из 2, потом из 3 вариантов): «Куда пойдём: направо или налево? Наденем синие или красные колготки?» можно отрабатывать знание направлений, цветов, форм, количества и т. д.
- Играть в прятки (для развития самосознания, эмоционального общения, отработки предлогов). Искать вслух: «За шторой нет, под столом нет, возле окна нет…»
- Купить куклу соответственно возрасту: с волосами, с разной одеждой, от 30 см до 50–60 см ростом. Вводить её в режимные моменты и проигрывать их: приготовили, покормили, оделись, погуляли, разделись, легли спать, позанимались и проч. Обязательно использовать сопровождающую речь взрослого. Проигрывать с куклами проблемные ситуации и их разрешение (кукла не умеет ходить на горшок, плохо засыпает, не хочет делиться и т. д.)
- Развивать мелкую моторику: массировать пальчики, давать работать с мелким материалом: бусинки, крупа, мозаика и т. д. (только под присмотром взрослого!), есть руками небольшие кусочки овощей, фруктов, ягоды.
- Обогащать запас впечатления ребёнка: поездки, гости, зоопарк, театры и т. д. Вспоминать разные пережитые ребенком события, планировать досуг.
- Развивать продуктивные виды деятельности: лепку, аппликацию, рисование, конструирование.
Именно через совместную деятельность со взрослым ребенок раннего возраста обучается взаимодействовать с окружающим миром, устанавливать коммуникативные связи, что является залогом его успешной социализации в будущем.
|