Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Мухаметзянова Разина Зуфаровна | |||
17.09.2024 09:47 | |||
Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников В статье даны рекомендации и некоторые варианты для составления синквейна. На логопедических занятиях целесообразно применять технологии, в частности составление синквейнов. Что делает процесс речевого развития еще интереснее, эмоциональнее и продуктивнее. Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развитие лексико-грамматических категорий, развитие импрессивной речи детей, обогащение и актуализация словаря, умение описывать предметы, формирование умения использовать в речи различные по своему составу предложения, составлять синквейнпо прослушанному рассказу, по предметной картинке. Ключевые слова: дидактический синквейн, дошкольники, творческие способности, развитие речи.
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием синквейна, в связи с этим тема является очень актуальной в настоящее время. Благодаря данной технологии дают возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только на развитие речи, но способствует развитию высших психических функций, позволяет ребенку быть активным и творческим участником образовательного процесса. А также позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря чему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка. Дошкольный возраст – период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи, являющейся важнейшим средство общения. В занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, способствующие совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. В своей работе мы решили использовать образовательную технологию «Дидактический синквейн». Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может мыcлить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать. Термин синквейн происходит от французского «пять» и означает «стихотворение пяти строк». Форма синквейна была разработана в начале XX века американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая вдохновилась японской поэзией танка и хайку. Главное достоинство – его легко составить, поэтому дети начинают проходить тему еще в дошкольном возрасте. Правила составления дидактического синквейна. Синквейн состоит из 5 строк. Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею. Вторая строка – два слова, прилагательные. Третья строка состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета в рамках темы. Четвёртая строка – фраза, состоящее из нескольких слов, показывающая отношение к теме. Пятая строка – последняя. Слово, связанное с первым, отражающее сущность темы. Чёткое соблюдение правил написания синквейна для дошкольников не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке два слова. Также возможны варианты использования и других частей речи. На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее признак предмета», «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. На первых занятиях сочинять синквейн лучше коллективно, всей группой. Если дети будут испытывать затруднения, то можно предложить дополнять словами недописанный синквейн. Пример. Машина. Быстрая, … Обгоняет, … Я люблю кататься. Транспорт. После этого составляется стихотворение с противоположным значением. На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а также использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому нужно помогать и поощрять стремление детей составлять синквейн. Детям предлагается определённый алгоритм, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Темами синквейнов служат лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы. При составлении синквейна используем следующие варианты:
Можно предложить послушать готовый синквейн и разобраться, всё ли здесь правильно? Пример. Заяц. Белый, косолапый. Убегает, боится, воет. Мне нравится хитрый заяц. Дикое животное. Вывод: данный вид работы активизирует словарный запас детей. Учит детей быть внимательными и формирует лексическую готовность в подборе слов. Можно ли учить составлять синквейны детей, еще не умеющих читать? Можно. Для этого водим условные обозначения. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои нерифмованные стихотворения. Синквейн может использоваться не только в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе, на занятиях, в режимных моментах, в совместной деятельности педагогов с детьми, а также рекомендуется родителям. Метод синквейна можно включать в коррекционно-развивающую работу с детьми, не нарушая структуры занятия. Он может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Воспитатели также являются активными участниками и помощниками в данном направлении. Ими были созданы множество пособий, которые легко применяются для творчества при составлении синквейнов. Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями. После проведения консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класса «Учимся составлять синквейн» родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения-синквейн» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании. При таком недирективномиспользовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность находить в материале главные элементы, делать выводы и заключения, выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу. Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас. Таким образом, использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом. А также позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря чему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.
Учителя-логопеды МАДОУ «Детский сад №381» Московского района г.Казани
|