Особенности развития описательной связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Карпачева Юлия Петровна Фуртаева Елена Владимировна Жилина Зоя Александровна Кутузова Дарья Дмитриевна | |||
18.08.2024 19:00 | |||
Особенности развития описательной связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи МБДОУ д/с №21 «Тридевятое царство» г. Белогород
Способность рассказывать дает возможность ребенку быть коммуникабельным, преодолевать необщительность и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Преуменьшение смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (правильное употребление слов грамматически, согласование их в предложении и т.п.) обгоняет в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это выражается в неумении подбирать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, неумении объяснить смысл отдельных слов. Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Интенсификация и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи».
По мнению В.П. Глуховa, «у дошкольников с общим недоразвитием речи монологическая устная речь самостоятельно не формируется. Отмечается трудность в составлении фразы, используют перефразировки и жесты, теряется основная мысль содержания, путается последовательность события, могут неправильно выделить главную мысль и не заканчивать фразы. Часто речь хаотична и бедна в выразительном оформлении». В своих работах В.К. Воробьевa отмечала, что «формирование у детей навыков построение связных, развёрнутых высказываний характеризуется возможностью использовать речевые и познавательные навыки одновременно, совершенствуя их, а также грамматический строй и словарный запас ребёнка. Поэтому логопедическая работа должна быть направлена на решение задач по развитию лексических и грамматических средств языка. Это играет огромную роль в развитии детей с общим недоразвитием речи». По мнению В.П. Глухова, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко «у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечаются следующие трудности в составлении описательного рассказа:
Как отмечал В.П. Глухов, «для таких детей характерны трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число ошибок на построение предложений. Исходя из этого, формирование связной монологической речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, и необходимое условие для их успешного обучения в школе». Значительные трудности в овладении навыками связной описательной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы. Наличие у этих детей вторичных отклонений в развитии психических процессов создает дополнительные затруднения в овладении связной речью. При составлении описательного рассказа дошкольники с общим недоразвитием речи затрудняются выделить главные детали, связать их между собой в цельное, завершенное, логическое высказывание. Отмечаются смысловые пропуски, застревание на второстепенных деталях, повторы отдельных эпизодов, зачастую рассказ подменяется перечислением отдельных признаков. В своей работе Ф.А. Сохина обозначила, что «под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи. Проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления». Навык установления связи между описываемыми предметами и явлениями имеет большое значение, так как дошкольник, используя ранее полученные знания, формирует правильно и логично предложения и описательную речь в целом. Ф.А. Сохин указывает: «что в дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него». Психология объясняет появление монологического языка у детей до пяти лет. Д.Б. Эльконин пишет так: «Изменение образа жизни ребенка, создание новых отношений с взрослыми и новые виды деятельности приводят к разграничению функций и форм речи. Возникают новые коммуникативные задачи, в том числе передача ребенка». Его впечатления, его чувства и его идеи для взрослых. Появляется новая форма речи: сообщения в форме монолога, рассказ о том, что было пережито и увидено». «Итак, от знаковой (обозначающей, номинативной) и коммуникативной функций общения к планированию и регулированию своих действий – так развиваются функции речевой деятельности ребенка. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами устной речи, присущими взрослым». По мнению А. М. Бордич «описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным. Вот описание воспитателем игрушечного утенка (занятие в средней группе)»: «Это утенок Кряк. Он желтенький, пушистый. Глаза у Кряка, как большие черные пуговицы. Утенок смешной. Сам большой и толстый, а крылышки маленькие. Кряк надел берет и, важно переваливаясь, пошел: «Кряк-кряк-кряк» (по В.В. Гербовой)». На этом этапе развития речи иногда возникает желание найти нужную грамматическую форму, а также желаемую структуру слова, но эти попытки обычно терпят неудачу. Например, составляя предложения по картинке, мальчик говорит: «На... на... стала лето... лета... лето»; «У дома делеве... дереве»». По мнению В.П. Глухова «именно ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной». Т.А. Ткаченко отмечает, что «развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего таким детям даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания». Анализ аграмматизмов в речевых высказываниях в исследовании В. П. Глухова выявил, что речевые высказывания детей с ОНР характеризуются большой частотой ошибок в построении предложений: неправильное оформление связи слов, пропуски, ошибки образования глагольных форм, дублирование элементов фразы… В большом количестве случаев нарушается синтаксическая связь между фразами (несоответствие видо-временных форм глаголов, пропуски предикатов…). Одной из самых трудных для усвоения форм речи для детей с общим недоразвитием речи является описание. Л.М. Чудинова, описывая особенности речевых проявлений у детей с алалией, говорила об особой сложности в овладении формами описательно-повествовательной речи. Автор говорила о неумении «видеть» содержание картины, обусловленное нерасчлененностью восприятия, бедностью жизненного опыта, ограниченностью познавательных интересов, снижением внимания. В совместном исследовании Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и Т.Б. Филичевой содержится попытка дифференцированного описания нарушений различных видов повествовательной речи у детей с задержкой речевого развития. Выявлено, что самым сложным или почти недоступным для данных детей оказывается описание игрушки или знакомого предмета. Такое описание ограничивается чаще всего называнием отдельного признака предмета, на котором застревает ребенок, а также перескакиванием с одной мысли на другую. При этом речь становится более аграмматичной, усугубляются трудности лексического характера. В.П. Глухов в исследовании, направленном на изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у дошкольников с ОНР, выявил, что наибольшие трудности у детей, выполнивших задания, возникают при составлении описательного рассказа и рассказов на заданную тему. Автор называет следующие причины затруднений в составлении монологических высказываний дошкольников с ОНР:
Н.Н. Иванова говорит о том, что «описание предмета представляет собой большую сложность для детей с недоразвитием речи. «Дети не знают, с каких сторон можно рассмотреть предмет, затрудняются сделать его полное описание». Что касается языкового оформления описательного высказывания, автор подчеркивает, что накопление, закрепление и использование словаря признаков представляет для детей большую сложность (формирование пассивного словаря и переход к его активному использованию)». Таким образом, развитие описательной связной речи у детей дошкольного возраста – это залог успешного обучения в школе. У детей данного возраста речь должна быть чистой, понятной, без звуковых нарушений, так как в этом возрасте происходит окончательное формирование звукового произношения. Изученная психолого-педагогическая и специальная дефектологическая литература, позволила сделать вывод о том, что в процессе обучения, при составлении рассказа-описания по предложенной теме, с применением одной или нескольких сюжетных картин (серии), у детей наблюдаются следующие нарушения: "застревание" на второстепенных деталях, нарушение логической последовательности, пропуски или замена основных событий, повторение отдельных эпизодов; у детей остаются трудности при воспроизведении своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
|