Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через использование технологии взаимотренажа»
Развитие речи у детей
Автор: Шватченко Алена Леонидовна   
06.08.2024 13:51

«Развитие словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через использование технологии взаимотренажа»«Развитие словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через использование технологии взаимотренажа»

Автор: Шватченко Алена Леонидовна

Место работы: МДОБУ «Детский сад №17 «Жемчужинка» комбинированного вида»

Должность: учитель – логопед высшей квалификационной категории

Аннотация. В статье указано, что технология взаимотренажа является инновационной для развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Охарактеризованы понятие, структура и основные особенности использования взаимотренажа. Описан алгоритм организации деятельности, выделены преимущества данной технологии.

Ключевые слова: дошкольники, общее недоразвитие речи, развитие, словарный запас, технология, взаимотренаж.

 

В дошкольном возрасте для гармоничного развития ребенка достаточно важную роль играет общение. Развитие речи дошкольника, а именно формирование словарногозапаса является основным из ключевых компонентов развития личности. Богатство словарного запаса считается одним из основныхусловий для развития коммуникативных навыков. Во всех видах деятельности, которыми пользуются дошкольники, используется речь. Чем лучше развиты коммуникативные навыки, тем успешнее деятельность ребенка, тем лучше его положение в группе сверстников.

Проблема развития речи на сегодняшний день является чрезвычайно актуальной, потому что правильная и грамотная речь имеет очень большое значение, как для развития познавательной деятельности дошкольника, так и для успешного усвоения школьной программы. Также, на сегодняшний день, значима проблема развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи, несмотря на достаточно весомое появление работ, посвященных данному нарушению.

Развитие лексики можно считать, одной из важных направлений в обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, так каку большинства детей с данной речевой патологией отмечается бедность словаря, своеобразие лексики [5, с. 20]. Это все свидетельствует о том, что для данной группы детей необходима правильная и своевременная коррекционная работа по развитию словарного запаса.

Нужно отметить, что ребенок, начиная с рождения, исследует окружающиймирисистематизируетпредставлениеонем. Ноименнодошкольныйвозраст–этоэтап, прикоторомидетактивноеусвоениевсех структур родного языка[2, с. 94].

Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное нарушение речи, при котором отмечается нарушение формирования всех компонентов речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.

Словарный запас – объединение слов, как обозначение предметов, понятий и явлений, которыми пользуются люди. Данные слова образуют словарный состав, или лексику каждого человека [10, с. 17].

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР словарный запас развивается медленно, искаженно. Наблюдается неправильный подбор слов при различных коммуникативных ситуациях, а также, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

Недостаточная сформированность словарного запаса у данной категории детей выражается в его ограничении, расхождении объема пассивногоиактивногословаря, в неправильном употреблениислов, у детей возникают трудности при актуализации конкретного лексического минимума. Отмечаются трудности дифференциации родовидовыхпонятий. В речи детей встречаются замены слов или их смешение на основе различных семантических признаках. Дети с ОНР затрудняются в актуализациинаречий, прилагательных, глаголов. Наименьшее число ошибок допускают при назывании существительных. Слова обозначающее состояние, оценку, качество, признаки трудныдля их запоминания. Словарь глаголов преимущественно состоит из слов, которыми ребенок пользуется ежедневно. Бедность лексико-семантических средств приводит к разнообразным заменам по сходству, смежности и контрасту.

По данным специальной литературы (Р.И.Лалаева,Р.Е.Левина,Л. В. Лопатина, Н. С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) развитие словарного запаса рассматривается какнакопление представленийудетейобокружающеммире. Процессформированиясловаря ребенкапроисходитврезультатеобогащения, уточненияиактуализациислов.

Работа по развитию словарного запаса у детей с ОНР осуществляется в следующих направлениях: 1. обогащается, закрепляется, уточняется и активизируется словарь (существительных, прилагательных и глаголов); 2. уточняются представления о многообразии окружающего мира, развивается познавательная деятельность; 3. развивается вербальное мышление и умение обобщать и подбирать обобщающие слова к группам предметов; 4. развивается умение подбора слов–антонимовислов — синонимов; 5. формируетсянавыксловообразования. Все направления реализуются параллельно и взаимодействуют между собой. Для уточнения значений слова ведется работа над однокоренными словами и словами обобщающего характера.

Важно наглядно показать и назвать новый предмет, действия или существенные признаки, которые обязательно сопровождаются пояснением педагога. Новое слово сначала произносится в хоре, затем индивидуально. Для лучшего запоминания необходимо включить слово в понятный контекст детей и выполнять различные упражнения.

В своей работе использую различные методы и приемы для развития словарного запаса старших дошкольников с ОНР (словесные игры, дидактические игры, технологию сторителлинг, мнемотехнику, разрабатываю и применяю лэпбуки по разным лексическим темам, кубик «Блума», интеллект-карты, проектную деятельность, интерактивные игры).

Использование в образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная деятельность, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно — ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Поиск формы такого обучения говорит о том, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает технология коллективной образовательной деятельности, а именно технология взаимотренажа. Рекомендации по применению технологии взаимотренажа в процессе обучения дошкольников были даны кандидатом педагогических наук, доцентом, ведущим научным сотрудником лаборатории теории и технологии коллективного способа обучения Центра современной дидактики Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Лебединцевым Владимиром Борисовичем.

Технология взаимотренажа предназначена для закрепления ранее уяснённых знаний и умений. В результате систематического использования взаимотренажа дети учатся слышать инструкцию педагога и следовать ей, ориентироваться в пространстве, быстро находить напарника, договариваться с ним и работать в паре.

Организация деятельности по этой технология проста и динамична. В группе дети взаимодействуют в парах сменного состава. Ребята получают разные карточки, разбиваются на пары. В каждой паре одновременно происходит следующее. Вначале дети договариваются, кто будет первым задавать вопрос. Первый напарник задаёт вопрос по своей карточке (не говоря ответа), второй на него отвечает. Первый участник при этом обращает свою карточку к другому так, чтобы изображённая на ней иллюстрация была хорошо видна партнёром. Напарник, задавший вопрос, подтверждает верность ответа, например, словами «да» или «нет». Но если ответ неправильный, то он повторяет вопрос и называет верный ответ, просит товарища повторить и вопрос, и правильный ответ. Затем напарники меняются ролями. Теперь второй партнёр задаёт вопрос по своей карточке, а первый на него отвечает. Далее пары распадаются, ребята ищут новых напарников, повторяя с ними описанные действия. В итоге нужно поработать по очереди с несколькими участниками, задавая им один и тот же вопрос, не обмениваясь карточками. Так как, данная технология – это тренировка. Тренировка не столько другого, сколько себя! С каждым новым напарником ребёнок всё больше и больше становится «специалистом», уверенно владеющим своим вопросом и ответом. В последующие дни и недели эту деятельность можно повторить с тем же комплектом карточек, но уже ребёнок будет «владельцем» других вопросов – тех, с которыми ранее к нему обращались ребята.

Опорный алгоритм действий по технологии взаимотренажа

  • По моей карточке:
  1. Задаю вопрос.
  2. Оцениваю ответ ( «да» или «нет», «правильно» или «неправильно»).
  3. Если ответ неверный: повторяю вопрос и называю ответ. Прошу напарника повторить вопрос и ответ.
  • По карточке напарника:

4. Слушаю вопрос. Отвечаю.

5. Если мой ответ неверный: слушаю и повторяю вопрос и верный ответ.

  • Карточками не обмениваемся.
  • Меняю напарника.

Карточки делаются двухсторонними. Такое двустороннее устройство карточек неслучайное. Во-первых, создаётся зрительное подкрепление для ребёнка, слушающего вопрос и дающего на него ответ. Во-вторых, на обратной стороне карточки, обращаемой к участнику, задающему вопрос, содержится правильный на него ответ (карточки могут быть подписаны для детей подготовительной к школе группе). По этой стороне обучающийся и формулирует, и сверяет ответ. Благодаря наличию перед глазами зрительной опоры, на которой и вопрос, и ответ, ребёнок, даже не знающий ответа, забывающий его или долго думающий, становится полноценным тренером себе и другим детям. Ребёнку для освоения знаний и умений важно видеть весь контекст, устанавливать связи и отношения между всеми его частями конкретной целостности.

Нюансы организации технологии взаимотренажа:

  • Перед началом игры можно фронтально провести беседу (например, по теме «Фрукты»: что такое фрукты? Какую пользу приносят фрукты человеку?), напомнить алгоритм, правила игры.
  • Быстро вспомнить алгоритм действий по технологии взаимотренажа помогает схема, которая на рефлексивном этапе составляется детьми под руководством педагога (но не даётся в готовом виде) – после того, как они получат некоторый опыт. Схема рисуется на ватмане и в нужное время предъявляется воспитанникам.
  • На первых этапах освоения технологии взаимотренажа смену напарников рекомендуется осуществлять одновременно – по сигналу (хлопку), а в дальнейшем в индивидуальном темпе, по мере завершения взаимодействия участников конкретной пары. В последнем случае педагог устанавливает число напарников, с которыми надо поработать, например, не менее чем с шестью.
  • Нельзя делить детей на подгруппы (четвёрки, шестёрки, восьмёрки и т.п.) и «замыкать» в них, иначе это существенно нарушит мобильность общей деятельности.
  • По времени могут быть два варианта использования взаимотренажа. В первом случае устанавливается фиксированное время общей работы, как только оно закончится – взаимодействие в парах прекращается (кто-то больше сменит напарников, кто-то меньше, не важно). Во втором случае работа идёт до тех пор, пока самый «неторопливый» воспитанник не сменит, например, пятого партнёра, тогда всё заканчивается.
  • Чтобы дети учились ориентироваться в пространстве, его не нужно освобождать от мебели, игрушек и прочих «препятствий» (эта рекомендация не относится к занятиям на первом этапе). Вскоре дети быстро научатся перемещаться, не толкая товарищей и обходя препятствия, находить партнёров в любом месте помещения, занимать удобное для себя и для других участников положение.
  • Взаимодействие лучше проводить стоя.
  • Рекомендуется использовать ресурс детского самоуправления. Назначенный командир группы сможет без педагога организовать её работу, достаточно ему выдать карточки и задание.
  • Роль напарника может сыграть педагог, используя карточку из общего комплекта..
  • В технологии взаимотренажа сознательно не предусмотрено развёрнутое комментирование и доказательство ответа. Быстрое и энергичное взаимодействие нравится детям, заражает их.
  • Тренировки должны стать систематическими. Один и тот же комплект карточек следует использовать на протяжении ряда занятий в течение недели и последующие периоды. Тренировки с использованием разных комплектов карточек могут чередоваться.
  • Дошкольники задают по одному вопросук одному иллюстративному ряду. Но могут быть и иллюстрации, по которым можно задать несколько вопросов подряд (например, «Что за птица? Где живёт? Чем питается?», «Какое явление природы изображено? В какое время года оно бывает?»). Таким образом, делается один круг взаимодействия в парах сменного состава, в ходе которого дети задают друг другу по одному вопросу или несколько, но подряд, «батареей». Также, можно организовать несколько кругов, используя по одному вопросу в каждом. Педагог называет первый вопрос, который участники задают друг другу, меняя несколько партнёров (5–6). Потом объявляется следующий вопрос – и снова он прорабатывается с несколькими напарниками. Далее следующий вопрос – и новый круг. Ряд кругов с разными вопросами обеспечивают высокий динамизм и поддерживают коллективную энергетику[3].

Таким образом, в своей работе использую технологию взаимотренажа для развития словарного запаса детей с ОНР. Подбираю и систематизирую речевой материал в виде двухсторонних карточек для развития словаря существительных; адъективногословаря (понимание и называние слов, обозначающих признаки предметов: относительные прилагательные и качественные прилагательные); предикативногословаря (пониманиеиназываниедействий, изображенныхнакарточках; понимание и называние семантически близких действий); словаря наречий. Также, использую взаимотренаждля активизации в словарном запасе дошкольников слов синонимови антонимов. Разрабатываю карточки для отработки умения старшими дошкольниками подбиратьоднокоренныеслова.

В процессе такой технологии сотрудничества дети лучше воспринимают и запоминают учебный материал, учатся работать в парах, договариваться между собой, а самое главное в том, что даже самый стеснительный, скромный ребенок начинаетговорить и взаимодействовать со своими сверстниками. Что является необходимым очень важным для детей с общим недоразвитием речи.

Список использованной литературы:

  1. Волосовец Т. В. Преодоление ОНР у дошкольников: учеб. пособие. М., 2008. 256 с.
  2. Лалаева,Р. И., СеребряковаН. В. Формированиеправильнойразговорной речи у дошкольников. СПБ., 2004. 224 с.
  3. Лебединцев В.Б. Новые технологии и приёмы сотрудничества дошкольников в коллективной образовательной деятельности: Методическое пособие. – Красноярск, 2023.
  4. ЛогиноваВ. И. Формированиесловаря. Развитиеречидетей дошкольноговозраста. М., 1984. 80с.
  5. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: учеб пособие. СПб., 2000. 192 с.
  6. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. СПб., 2018. 240 с.
  7. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути коррекции. М., 2003. 160 с.
  8. УшаковаО.С. Развитиеречидошкольников. М., 2001. 256с.
  9. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. М., 2008. 28 с.
  10. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. М., 2008. 224 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год