Нетрадиционные формы работы с детьми с ТНР по формированию связной речи в современном образовательном пространстве |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ришко Екатерина Игоревна Шавалдина Юлия Александровна | |||
17.06.2024 07:51 | |||
Нетрадиционные формы работы с детьми с ТНР по формированию связной речи в современном образовательном пространстве
Воспитатели, МАДОУ «Детский сад № 59», г. Череповец Аннотация: Проблема приобщения дошкольников к книжной культуре в свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является актуальной и общепризнанной в связи с изменившейся социокультурной ситуацией развития детства. Вместе с тем, тенденцией современности является уменьшение времени общения дошкольника с книгой, утрате традиций семейного чтения, появлением новых, разнообразных источников информации (смартфон, ноутбук, компьютер).
Подбором книг, педагог создает условия для самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и поддерживает инициативу детей, что является основополагающим принципом ФГОС ДО. Ребёнок сам может находить знания под невидимым руководством воспитателя, становится исследователем и первооткрывателем. Виммельбух – это очень большая книга. Виммельбух объединяет в себе следующие образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Виммельбух – это гениальная книга для развития детей. Для лучшего развития речи детей им необходимо как можно чаще рассматривать книги, в которых абсолютно нет слов. Но зато есть картинки, по которым можно рассказывать удивительные истории. Из одной и той же иллюстрации можно выудить множество историй, причем у каждого чтеца они будут свои, неповторимые. Тщательно продуманные образы, полностью задействованное пространство, скрупулёзно прорисованные детали создают особую атмосферу виммельбухов. Когда мы вводила в свою работу такую технологию, как виммельбух, мы поставили для себя следующую цель: овладение приемами использования «виммельбух» — технологии, как средством эффективной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Перед нами стояли следующие задачи:
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической и диалогической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, составление рассказов по картине, создание разных видов творческих рассказов. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но чтобы достигнуть высоких результатов, мы решили использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно «виммельбух» — технологию. Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Как правило, количество разворотов небольшое — от 5 до 10, напечатанных на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало– чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т.п.). Виммельбух- это универсальный инструмент в развитии речи. Занимаясь с воспитанниками, имеющими нарушения в развитии речи, где работа по коррекции речи ведется согласно лексическим темам, мы разработали своивиммельбухи или отдельные страницы, в которых собраны картинки по темам. С таким альбомом можно работать индивидуально или по подгруппам. В процессе работы с виммельбухом появляется герой (у нас это были Ломтик Фома, гномики), который путешествуя по тематическому альбому, вместе с детьми фантазирует и придумывает собственные истории. Рассмотрев несколько изданий, мы решили использовать виммельбухи на занятиях, тем самым мы решаем сразу несколько задач:
- совершенствование ориентировки в пространстве и на листе бумаги. Авторская технология предполагает поэтапную работу с книгой:
Рассказчиком сначала может выступать воспитатель, постепенно вовлекая ребенка в свой рассказ умело поставленными вопросами. Вопросы могут быть для работы над названием книги, о происходящем на иллюстрации, о персонажах. Вопросы поискового характера (откуда, зачем, почему), требующие сопоставление фактов и простейшего вывода, заставят детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Вопросы, направленные на чувства, эмоции персонажей, помогут решить не только развивающие задачи (социально-личностного характера), но и определить психологическое состояние ребенка в данный момент. При введении виммельбухов сначала мы, воспитатели, сочиняли начало, а детям предлогали продолжить с опорой на Виммельбух. Заинтересовавшись, дети сами сочинялисвои истории. И даже зарисовывали их. Для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления) мы ввели такие игры, как найди, сосчитай и раскрась всех девочек, домашних животных, людей, которым грустно, детей, которым нужна помощь, того, кто стоит между…, вспомни в одежде какого цвета была девочка, и раскрась так же, «Найди определенный предмет», «Рассади семью за стол» (с описание имени, степенью родства, одежды и т.п.), «Игра на классификаццию», «Посуда» (классифицироать предметы посуды, назови ласково, из чего сделана, для чего предназначена и т.п., «Найди предметы, похожие на геометрические фигуры», «Соотнеси число с количеством предметов», «Найди предмет на определенный звук». В своей работе мы активно используем не только книги, но и отсканированные, распечатанные страницы книг. Для удобства использования их ламинируем, тогда дети не бояться их случайно порвать, испачкать, испортить. Называем их игровые поля, которые могут быть разного формата (А2, А3, А4, 10*15). Они являются основой игровых наборов. Сейчас такое полезное занятие, как рассматривание картинок, можно сделать гораздо более комфортным и интересным. Психологически рассматривание картинок, особенно сложных, развивает все базовые психические процессы комплексно: Ощущения. Восприятие. Внимание. Память. Мышление. Речь. Мы решили поделится со своими педагогами проведенной работы и организовали мастер-класс, где педагоги самостоятельно сделали страничку виммельбуха. Технология уникальна и не имеет аналогов. Проведя промежуточные мониторинги по динамике уровня речевого развития, результаты показали положительную динамику в развитии устной речи по всем параметрам языковых норм. Можно сделать вывод, что внедрение инновационного подхода в коррекционно образовательный процесс позволяет более успешно осуществлять коррекцию нарушенных речевых навыков, формировать познавательные процессы у детей с речевой патологией, развивать языковые средства, создавать у детей устойчивую мотивацию и заинтересованность в занятиях, что способствует повышению эффективности всего коррекционно-образовательного процесса в целом. Данное дидактическое пособие отвечает современным требованиям и охватывает весь объем знаний, необходимый ребенку дошкольнику. Таким образом в умелых руках педагога, книжный жанр Виммельбух носит инновационный характер, и может стать образовательной технологией, объединяющей все образовательные области ФГОС. Список литературы
|