Роль ручного рукоделия в развитии речи ребенка |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ильченко Екатерина Валерьевна | |||
11.06.2024 11:26 | |||
Роль ручного рукоделия в развитии речи ребенка Ильченко Екатерина Валерьевна МБДОУ"ДС № 416 г. Челябинска" Воспитатель "Руки — это своего рода внешний мозг" Иммануил Кант Система коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии складывалась в России постепенно. За период 20 — 50- х г.г. был принят ряд нормативно- правовых актов, способствующих проведению комплексного изучения детей с нарушением речи. Научный анализ развития государственной системы специального образования в России проведен П.И. Малофеевым. [ 5 ] Правильное понимание сложной структуры речевого дефекта дало возможность устанавливать точный диагноз, определять тип учреждения и методы коррекционно- воспитательной работы с ребенком. Начиная с конца 60- годов ХХ века в детских учреждениях открывались группы детей с легкими речевыми нарушениями (недоразвитие фонематической стороны речи.) Позднее стали открываться группы для детей с более сложными нарушениями (заикание, общее недоразвитие речи.)
На основании приказа МПСССР № 125 от 21 ноября 1972 года была расширена сеть логопедических групп в массовых детских садах. В 1988 году выходит постановление Правительства РФ № 867 от 31 июля 1988 г. в котором определяются типы различных специализированных учреждений. [ 6 ] Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова человек выражает свои мысли. Рассмотрением данного вопроса занимаются специалисты различных областей знаний- психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т.д. Были сформулированы гипотезы для объяснения механизмов речи. Р.Е. Левина считает что " речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка". [ 4 ] Е.И. Тихеева считает что " речь — совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков." [ 10 ] Л.С. Выгодский считает что " под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом) ". [ 2 ] Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому у детей с речевой патологией необходимо тренировать пальцы рук, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движении руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Сначала развиваются мелкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. [ 1 ] Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал:" Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли". [ 9 ] Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Физиолог М.М. Кольцова установила, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее от пальцев. [ 3 ] Особую роль в подготовке руки играет рукоделие, так как руки — это манипуляторы мозга. Пальцы помогают говорить. [ 8 ] Основу рукоделия составляют: вышивание, шитье, вязание. Шитье — вид ручного труда. Создание на ткани стежков и швов при помощи иглы и ниток. Это одно из древнейших технологий, возникшее в каменном веке. Но прежде чем приступить к обучению детей шитью, к ознакомлению с материалами и инструментами для шитья — иглой, нитью, тканью, нужно заинтересовать их, рассказав сказку " Волшебная иголочка". " У Машеньки была, волшебная иголка. Если на скатерти вышьет сладости, то они и появляются. Старалась уберечь свою заветную иглу, но прогуливаясь по лесу не сберегла, потеряла и не может разыскать. Стала она громко плакать. Сжалился над девочкой ёжик и подарил свою иглу. Отблагодарила девочка друга. А в душе видит, не такая у нее иголочка была. И стала опять рыдать! Рядом прорастала старинная сосна. Жаль стало девочку и скинула ей свою сосновую иголку. Продолжает девочка свой путь, а слезы все льются! Где любимую иголочку взять? Повстречала шелкопряда, а он ей моточек ниток подарил. Стала девочка у него выведывать о том, что не видел ли он ее иголочку? У страшной Бабы-Яги в доме твоя игла. Но, не советую ее там искать. У Бабы- Яги избушка на курьих ножках, На курьих ножках в одно окошко. Сторожит избушку большая сова, Из трубы торчит Совиная голова, Ночью Баба -Яга твоей иголкой шьет, Вышивает себе ковёр — самолет. Горе, горе тому, кто туда пойдет! Страшно Машеньке к Бабе-Яге идти, да жалко ей свою иголочку. Пошла девочка и пришла в дремучий лес. Пустила ее в дом сова. Посадила вышивать ковер Баба-Яга и приказала на следующий вечер самой свариться! И ее любимую сову собой покормить! Шьет наша героиня, а сова торопит, съесть хочет. Разозлилась на девочку и показыват, как нужно в печку садиться. Девочка за ней заслонку и прикрыла и суп из нее сварила. Мышка предупредила, что Баба-Яга летит. Девочка бегом убегать. Махнула перьями совы и спряталась под сосной ковёр- самолёт дошивать. А тут и страшная Баба-Яга полетает, того гляди съест. Дошила наша героиня ковёр и улетела. Больше иголку не теряла". [ 7 ] Основа шитья предусматривает формирование у детей умения вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Для этого воспитатель просит детей взять один конец нитки большим и указательным пальцами и вдевать в игольное ушко. Затем придерживать нить левой рукой. Обвести нить вокруг кончика указательного пальца правой руки и поместить на конец нити. Положить большой палец на скрещенные нити и, потянуть длинную нитку, провести большой палец к концу указательного, так чтобы нити закрутились вокруг друг друга. Затем сбросить петлю. Зажать кольцо между большим и указательным (или средним пальцами). Потянуть левой рукой за длинный конец и аккуратно затянуть узел. Для интереса нить должна быть яркой. Первый шов, который осваивают дети, это шов " Иголка вперед". Они учатся работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток, быть аккуратными в работе и закреплять правила техники безопасности в работе с иглой и ножницами. Воспитатель знакомит детей с профессией швеи, расширяет кругозор, развивает мыслительную деятельность, приводя им пословицы во время занятий: " Куда игла, туда и нить"; " Кто шьет да вышивает, тому скучно не бывает!"; " Не игла шьет, а руки". Освоив шов " Иголка вперед", дети переходят к освоению других видов швов. Например: " Назад иголку". Он является одним из самых прочных ручных швов. Для этого дети выводят иголку на верхнюю сторону. Делают небольшой стежок назад и снова выводят иглу вверх, отступив немного по линии шва. Продолжают вводить иглу в конец последнего стежка и выводят на один стежок впереди. " Петельный шов ". Край ткани укладывают на указательный палец левой руки и придерживают его большим пальцем. Делают первый стежок на ткани, движением иглы к себе нитку укладывают вниз, вправо и вверх от него, то есть петлей. Иглу вкалывают в ткань, отступая от первого стежка вправо, и делают стежок по изнаночной строне в направлении сверху вниз так, чтобы петля из нитки осталась под иголкой. Нитку затягивают, сделав третий стежок и так далее. При этом стежки шва могут быть разной длины. Освоив швы, дети начинают осваивать шитье. Целесообразно познакомить детей с историей возникновения тканей, которая уходит своими корнями в древние века (9 век до н.э.) и показом тканей. Первым волокном был лен (на территории современного Египта. Из льна изготавливали ткани.) Вторым волокном была шерсть. (Жители древних поселений на территории современной Швейцарии разводили овец, пряли шерсть и ткали примитивные ткани.) Третьим волокном был хлопок. (Его начали использовать в Египте за несколько тысяч лет до н.э.) Четвертым волокном был шелк (Родина — Китай.) Осваивать шитье стоит начинать с простых поделок и ручных стежков, например пришить пуговицу, а затем сделать на салфетке узор из пуговиц. При этом не нужно заострять внимание на неудачных стежках, а наоборот, хвалить за ровные и аккуратные. Умение ребенка что-нибудь сделать самому позволяет ему чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. Дети под присмотром воспитателя выполняя задания по шитью, сравнивают свои изделия с изделиями сверстников. Это сближает детей друг с другом. Воспитатель учит их и учится вместе с ними. При обучении шитью дети: учатся разбираться в материалах; конструировать изделия по своему вкусу; работать с готовыми лекалами; искать вдохновение и мотивирующие идеи. Шитье: развивает у детей воображение; развивает пространственное мышление; тренирует мелкую моторику; развивает внимание и усидчивость. " Не интеликтуальные преимущества сделали человека властелином над всеми живущими, но то, что одни мы владеем руками- этим органом всех органов," — писал Джордано Бруно. Рука связана с нашим мышлением, трудом и стала вспомогательной частью нашего языка. Невропатологи и психиаторы отмечают, что движения рук всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Уровень развития речи детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития рук, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук. Поэтому ручное рукоделие ведет: к улучшению речи детей; сообразительности; способности запоминать. Чтобы ребенок правильно развивался, воспитателю обязательно нужно поставит речь и откорректировать все ее нарушения. Для этого ему придется проявить не только свои воспитательные способности и профессиональные знания, но и чисто человеческие положительные качества. Нужно очень сильно любить детей и заботиться об их благополучии. Литература
|