«Игровые приемы и упражнения для развития речедвигательной координации». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Иванова Вера Николаевна | |||
12.05.2024 07:37 | |||
«Игровые приемы и упражнения для развития речедвигательной координации». Иванова Вера Николаевна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад д. Черная речка» Томского района. За последние годы отмечается значительный рост количества детей имеющих тяжёлые речевые нарушения, у которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Анализ результатов обследования обучающихся, позволил сделать вывод о том, что у большинства детей отмечается следующие нарушения: звукопроизношения, бедный словарный запас, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с речевой патологией отличаются от своих сверстников и по показателям физического и нервно – психического развития. У них отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно–координационной и эмоционально – волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий. На сегодняшний день эта проблема актуальна, поэтому в коррекционной работе с такими детьми используются как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные. К нетрадиционным методам относится и развитие речедвигательной координации детей. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Существует немало способов, позволяющих добиться четкой координации речи с движением. И наиболее известный, и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением. Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности занимают игры с мячом. Почему с мячом? Мяч имеет наибольшую поверхность соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на моторику пальцев. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей. Эти игры не требуют большого пространства. Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач: расширение словарного запаса. развитие грамматического строя. Развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения. Игры на формирование звукопроизношения «Мяч передавай и слово называй». Дети встают в линеечку и передают друг другу мяч и называют слово на заданный звук. «Счет предметов» (согласование сущ. С числит.) Дети стоят в линеечки и предают друг другу мяч. Игры на развитие фонематического слуха «Умный мячик». У каждого ребенка мяч. Ведущий произносит слова, дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч. Усложненный вариант: ведущий произносит стихотворный текст. Дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч. Игры на развитие лексико- грамматической стороны речи «Назови ласково», «Один- много», «Скажи наоборот». Дети встают в круг. Ведущий в центре бросает мяч каждому, называет слово, ребенок отвечает и возвращает мяч. «Я знаю пять…» замечательная речевая игра. Её можно проводить на любом лексическом материале. (Рыбы, птицы, транспорт и т.д.). Игра выполняет целый ряд задач: развивает речь, мышление, а именно мыслительную операцию обобщения, совершенствует двигательные функции, способствует развитию координации речи и движения «Ветер –ветерок» упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции призваны выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук, туловища и головы. Таким образом игры и упражнения на развитие речедвигательной координации, помогают создавать условия для развития каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушения общения, недостаточности высших психических функций. Список литературы
|