Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через художественную литературу» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Шмыга Марина Викторовна | |||
07.04.2024 08:10 | |||
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через художественную литературу» Шмыга Марина Викторовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 «Гнёздышко» Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы. Задачи:
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встаёт проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, приобщение ребёнка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка».
Поэтому формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать значение слов и словосочетаний. Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнение, включающая развитие начальных форм словесного творчества (формирование связной речи, словарная работа и др.). Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием речи дошкольников. Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, рекомендуется использовать такие методы и приёмы как: Наглядный метод: приёмы- показ иллюстраций, картин, игрушек; -элементы инсценировки; -просмотр видеофильмов; -оформление выставок: тематических, одного писателя, об одном герое из разных произведений. Словесный метод: приёмы -чтение произведений с просмотром иллюстраций; -вопросы по содержанию произведений; -пересказ произведений; -заучивание наизусть; -беседа по произведению; -прослушивание аудиозаписей. Игровые методы и приёмы реализуются через: -использование различных персонажей и сказочных сюжетов; -элементы инсценировки; -игры-драматизации; -дидактические игры; -театрализованные игры, использование разных видов театра; -игровая деятельность. Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место. Так как ведущий вид деятельности с дошкольном возрасте игра, поэтому универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Разрешите представить вашему вниманию цикл дидактических игр: «Сказочные клубочки» Цель: развитие речи детей, памяти и слухового внимания. Ход игры: Вариант 1: Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?»: «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может.» ( «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».) Вариант 2: Угадай сказку по трём словам: Коза, козлятки, волк ( «Волк и семеро козлят»). Алёнушка, козлёнок, колодец ( «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). Пирожки, бабушка, дровосеки ( «Красная шапочка»). Ласточка, крот, мышь ( «Дюймовочка»). Старуха, солдат, топор ( «Каша из топора»). Старик, старуха, собака, дочка ( «Снегурочка»). Пиктограммы Цель: повышают активизацию эмоциональных и мыслительных процессов, воспитывают умение сосредотачивать внимание на содержании сюжета сказки, высказывать суждения, развитие связной речи. Ход игры:
«Расскажи сказку по-другому» Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета» Ход игры: Сегодня мы будем рассказывать сказку по-другому сказку «Колобок» от лица тропинки. ( «Я-тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тёпленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик...). Детям можно предложить рассказать сказку «Рукавичка» от лица рукавички, сказку «Три медведя» от лица Михайло Потапыча и т. д. «Чудо-дерево» Цель: развитие речи; употребление в речи обобщающих слов. Ход игры: - На чудо-дереве выросли портреты злых (добрых, весёлых, грустных, хитрых и т. д.) литературных героев. Выберите нужные карточки и развесьте на дереве. Назовите из какого произведения эти герои? - На чудо — дереве выросли предметы, на которых передвигались сказочные герои. Выберите нужные карточки и развесьте на дереве. Как одним словом можно назвать их – что это? Какому сказочному герою подходит этот транспорт? - На чудо — дереве выросли предметы, которые носят сказочные герои. Выберите нужные карточки и развесьте на дереве. Как одним словом можно назвать их – что это? Назовите, какому сказочному герою подходит этот головной убор? «Подбери слово» Цель: развивать у детей мыслительные операции: сравнению, логическому мышлению, обогащение словаря антонимами. Ход игры: Педагог просит детей о помощи, дети должны помочь вставить пропущенные слова в словосочетаниях. Скажи наоборот: Баба Яга злая, а Машенька (добрая). Волк доверчивый, а лиса (хитрая). Собака и медведь трусливые, а петух (смелый). Теремок маленький, а Медведь (большой). Баба Яга страшная, Василиса (прекрасная) Летом заяц сытый, а зимой (голодный) Крошечка -Хаврошечка трудолюбивая, а сестры. (ленивые) «Чьи вещи, предметы» Цель: развитие речи, овладение обобщением. Ход игры: Педагог раздаёт детям пазлы, в центре которых изображен сказочный герой. У водящего карточки с изображением вещей/предметов, которые им принадлежат. Педагог показывает по одной карточке, играющие определяют, чья карточка, постепенно собирая пазл. Кто первым заполнит все карточки, называет сказку, главного героя и вещи/предметы, ему принадлежащие. То же выполняют и другие игроки. «Театр картинок» Цель: развитие связной речи, закрепление знаний о литературных произведениях. Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в литературную викторину и задаёт вопросы: - В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса? - Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»? - В каких сказках действие происходят в лесу? - В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия? «В чём ошибся художник?» Цель: прививать детям любовь к устному народному творчеству, активизировать знания детей о сказках, учить находить нелепицы в картинках. Ход игры: Педагог показывает карточку, на которой изображено 4 сюжета (3 сюжета из одной сказки, а 1 сюжет лишний). Посмотрите на карточку и расскажите, что неправильно нарисовано. Дети должны найти нелепицы (сюжет лишней сказки), назвать основную сказку. «Волшебная палочка» Цель: развитие умения изменять слова с помощью суффикса, получая однокоренные (родственные) слова. Ход игры: Педагог называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребёнок называет данное слово либо с уменьшительным, либо с увеличивающим значением в зависимости от конца палочки. Дом-домик-домище, волк-волчок-волчище, кот-котик-котище, лиса-лисонька-лисища, петух-петушок-петушище, Бормолей-Бормолейчик-Бормолеюще. «По порядку становись!» Цель: прививать детям любовь к устному народному творчеству, активизировать знания детей о сказках, вспоминать порядок появления героев в сказках. Ход игры: Педагог: Ребята, герои сказок забыли свои места. Помогите им правильно встать на своё место. Дети проводят линии (шнуровку) в правильной последовательности. «Я начну, а ты продолжи» Цель: активизация словаря, развитие умения подбирать слово, опираясь на слово-стимул. Ход игры: 1 вариант: Дети стоят в кругу. Педагог поочередно бросает мяч и называет первое слово из сказки или другого литературного произведения. Ребёнок ловит мяч, отгадывает и произносит полное название. Сивка-… бурка, заяц- …хваста, Мороз- …Иванович, Царевна- …лягушка Конек-…горбунок Гуси-… лебеди Гадкий…утёнок Серебряное…копытце Красная…шапочка Аленький…цветочек Доктор…Айболит Бременские…музыканты Золотой…гребешок Мальчик…спальчик Цветик…семицветик Заюшкина…избушка 2 вариант: Педагог бросает мяч и предлагает сказать, как по-другому авторы литературных произведений называют героев: лиса – лисичка, лисичка-сестричка, плутовка, рыжая, лиска и т. д. «Действия героя» Цель: учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя, проводить аналогии в действиях героев разных сказок. Ход игры: Педагог предлагает героя из сказки и просит говорить только глаголами. Коза — жила-была, ходила, наказывала, пела. Красная шапочка — ходила, слушала, пела, стучала, задавала. Колобок – пёкся, остывал, катился, пел, … «Помоги герою найти свою сказку» Цель: прививать детям любовь к устному народному творчеству, активизировать знания детей о сказках, учить вспоминать героев сказок, их имена, характеры, внешний вид и называть сказку. Ход игры: Вариант 1: Педагог: Ох, беда! Герои сказок выпали из книжек и потерялись! Помогите им попасть в свои сказки. Отгадайте загадки. Дети узнают героев сказок, называют и кратко описывают их, находят книжку, в которой они живут. Герои «поселяются» в свои сказки. Вариант 2: Педагог показывает картинку с сюжетом сказки, дети должны назвать сказку и главного героя. «Лото» Цель: прививать детям любовь к устному народному творчеству, активизировать знания детей о сказках, вспоминать сюжет сказки. Ход игры: Детям розданы карточки – лото, первую картинку на карточку — лото выкладывает педагог. После педагог показывает картинки, дети должны найти все картинки, которые соответствуют их сказке. Пересказать сказку. «Что лишнее?» Цель: развитие речи, прививать детям любовь к устному народному творчеству, активизировать знания детей о сказках, развитие слухового и зрительного внимания, памяти. Ход игры: Вариант 1: Педагог показывает карточку с изображением сказочных персонажей, дети должны отгадать сказку и найти лишних героев. Вариант 2: Педагог называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, и одно, которое не относится к её содержанию. Дети должны угадать сказку и назвать лишнее слово. Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух ( «Лиса и заяц»). Дед, бабка, внучка, огурец, репка ( «Репка»). Машенька, утки, Ванюша, баба Яга, гуси – лебеди ( «Гуси – лебеди»). Емеля, старик, щука, лебедь, печка, Марья – царевна ( «По щучьему велению»). Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( «Сказка о рыбаке и рыбке»). Белоснежка, волк, гномы, злая колдунья ( «Белоснежка и семь гномов»). Волк, внучка, бабушка, охотники, зайцы ( «Красная шапочка»). Принцесса, сторож, принц, горошина ( «Принцесса на горошине») «Кто здесь был и что забыл?» Цель: обогащение словаря, развитие связной речи, прививать детям любовь к устному народному творчеству, активизировать знания детей о сказках, развитие зрительного внимания, памяти. Ход игры: Педагог раздаёт детям карточки, на которых изображены предметы/ вещи сказочных героев. Педагог задаёт вопрос «Кто здесь был и что забыл?» дети называют предмет / вещь и сказочного героя, к которому он подходит. Сапоги – репка – золотое яйцо (Кот в сапогах – Дед – Курочка ряба) Яйцо с иглой – лекарства – три стула (Кощей – Айболит – Три медведя)... Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников. Дидактические игры закрепляют знания о художественной литературе, учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивают связную речь, нравственные качества, корректируют мышление, внимание, память, воображение, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.
|