Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через художественную литературу»
Развитие речи у детей
Автор: Шмыга Марина Викторовна   
07.04.2024 08:10

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через художественную литературу»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через художественную литературу»

Шмыга Марина Викторовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 «Гнёздышко»

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.

Задачи:

  1. Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.
  2. Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях, направленных на развитие речи детей.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встаёт проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, приобщение ребёнка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка».

 

Скачать конспект

Поэтому формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать значение слов и словосочетаний.

Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнение, включающая развитие начальных форм словесного творчества (формирование связной речи, словарная работа и др.). Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием речи дошкольников.

Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, рекомендуется использовать такие методы и приёмы как:

Наглядный метод: приёмы- показ иллюстраций, картин, игрушек; -элементы инсценировки; -просмотр видеофильмов; -оформление выставок: тематических, одного писателя, об одном герое из разных произведений.

Словесный метод: приёмы -чтение произведений с просмотром иллюстраций; -вопросы по содержанию произведений; -пересказ произведений; -заучивание наизусть; -беседа по произведению; -прослушивание аудиозаписей.

Игровые методы и приёмы реализуются через: -использование различных персонажей и сказочных сюжетов; -элементы инсценировки; -игры-драматизации; -дидактические игры; -театрализованные игры, использование разных видов театра; -игровая деятельность.

Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.

Так как ведущий вид деятельности с дошкольном возрасте игра, поэтому универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра.

Разрешите представить вашему вниманию цикл дидактических игр:

«Сказочные клубочки»

Цель: развитие речи детей, памяти и слухового внимания.

Ход игры:

Вариант 1: Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?»: «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может.» ( «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)

Вариант 2: Угадай сказку по трём словам:

Коза, козлятки, волк ( «Волк и семеро козлят»).

Алёнушка, козлёнок, колодец ( «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

Пирожки, бабушка, дровосеки ( «Красная шапочка»).

Ласточка, крот, мышь ( «Дюймовочка»).

Старуха, солдат, топор ( «Каша из топора»).

Старик, старуха, собака, дочка ( «Снегурочка»).

Пиктограммы

Цель: повышают активизацию эмоциональных и мыслительных процессов, воспитывают умение сосредотачивать внимание на содержании сюжета сказки, высказывать суждения, развитие связной речи.

Ход игры:

  1. вариант: Набор персонажей разных сказок. В центре схемы сюжет из сказки, а вокруг круги. Педагог раздаёт детям карточки с изображением героев разных сказок, предлагает разложить их на круги к определённому сюжету сказки. И рассказать сказку.
  2. вариант: Таблица с сюжетом сказки. Педагог просит рассказать сказку. На усложнение конец сказки ребёнок может придумать сам

«Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета»

Ход игры:

Сегодня мы будем рассказывать сказку по-другому сказку «Колобок» от лица тропинки. ( «Я-тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тёпленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик...).

Детям можно предложить рассказать сказку «Рукавичка» от лица рукавички, сказку «Три медведя» от лица Михайло Потапыча и т. д.

«Чудо-дерево»

Цель: развитие речи; употребление в речи обобщающих слов.

Ход игры:

- На чудо-дереве выросли портреты злых (добрых, весёлых, грустных, хитрых и т. д.) литературных героев. Выберите нужные карточки и развесьте на дереве. Назовите из какого произведения эти герои?

- На чудо — дереве выросли предметы, на которых передвигались сказочные герои. Выберите нужные карточки и развесьте на дереве. Как одним словом можно назвать их – что это? Какому сказочному герою подходит этот транспорт?

- На чудо — дереве выросли предметы, которые носят сказочные герои. Выберите нужные карточки и развесьте на дереве. Как одним словом можно назвать их – что это? Назовите, какому сказочному герою подходит этот головной убор?

«Подбери слово»

Цель: развивать у детей мыслительные операции: сравнению, логическому мышлению, обогащение словаря антонимами.

Ход игры:

Педагог просит детей о помощи, дети должны помочь вставить пропущенные слова в словосочетаниях. Скажи наоборот:

Баба Яга злая, а Машенька (добрая).

Волк доверчивый, а лиса (хитрая).

Собака и медведь трусливые, а петух (смелый).

Теремок маленький, а Медведь (большой).

Баба Яга страшная, Василиса (прекрасная)

Летом заяц сытый, а зимой (голодный)

Крошечка -Хаврошечка трудолюбивая, а сестры. (ленивые)

«Чьи вещи, предметы»

Цель: развитие речи, овладение обобщением.

Ход игры:

Педагог раздаёт детям пазлы, в центре которых изображен сказочный герой. У водящего карточки с изображением вещей/предметов, которые им принадлежат. Педагог показывает по одной карточке, играющие определяют, чья карточка, постепенно собирая пазл. Кто первым заполнит все карточки, называет сказку, главного героя и вещи/предметы, ему принадлежащие. То же выполняют и другие игроки.

«Театр картинок»

Цель: развитие связной речи, закрепление знаний о литературных произведениях.

Ход игры:

Педагог предлагает детям поиграть в литературную викторину и задаёт вопросы:

- В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?

- Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?

- В каких сказках действие происходят в лесу?

- В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия?

«В чём ошибся художник?»

Цель: прививать детям любовь к устному народному творчеству, активизировать знания детей о сказках, учить находить нелепицы в картинках.

Ход игры:

Педагог показывает карточку, на которой изображено 4 сюжета (3 сюжета из одной сказки, а 1 сюжет лишний). Посмотрите на карточку и расскажите, что неправильно нарисовано. Дети должны найти нелепицы (сюжет лишней сказки), назвать основную сказку.

«Волшебная палочка»

Цель: развитие умения изменять слова с помощью суффикса, получая однокоренные (родственные) слова.

Ход игры:

Педагог называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребёнок называет данное слово либо с уменьшительным, либо с увеличивающим значением в зависимости от конца палочки.

Дом-домик-домище,

волк-волчок-волчище,

кот-котик-котище,

лиса-лисонька-лисища,

петух-петушок-петушище,

Бормолей-Бормолейчик-Бормолеюще.

«По порядку становись!»

Цель: прививать детям любовь к устному народному творчеству, активизировать знания детей о сказках, вспоминать порядок появления героев в сказках.

Ход игры:

Педагог: Ребята, герои сказок забыли свои места. Помогите им правильно встать на своё место. Дети проводят линии (шнуровку) в правильной последовательности.

«Я начну, а ты продолжи»

Цель: активизация словаря, развитие умения подбирать слово, опираясь на слово-стимул.

Ход игры:

1 вариант: Дети стоят в кругу. Педагог поочередно бросает мяч и называет первое слово из сказки или другого литературного произведения. Ребёнок ловит мяч, отгадывает и произносит полное название.

Сивка-… бурка, заяц- …хваста,

Мороз- …Иванович, Царевна- …лягушка

Конек-…горбунок Гуси-… лебеди

Гадкий…утёнок Серебряное…копытце

Красная…шапочка Аленький…цветочек

Доктор…Айболит Бременские…музыканты

Золотой…гребешок Мальчик…спальчик

Цветик…семицветик Заюшкина…избушка

2 вариант: Педагог бросает мяч и предлагает сказать, как по-другому авторы литературных произведений называют героев: лиса – лисичка, лисичка-сестричка, плутовка, рыжая, лиска и т. д.

«Действия героя»

Цель: учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя, проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Ход игры:

Педагог предлагает героя из сказки и просит говорить только глаголами.

Коза — жила-была, ходила, наказывала, пела.

Красная шапочка — ходила, слушала, пела, стучала, задавала.

Колобок – пёкся, остывал, катился, пел, …

«Помоги герою найти свою сказку»

Цель: прививать детям любовь к устному народному творчеству, активизировать знания детей о сказках, учить вспоминать героев сказок, их имена, характеры, внешний вид и называть сказку.

Ход игры:

Вариант 1: Педагог: Ох, беда! Герои сказок выпали из книжек и потерялись! Помогите им попасть в свои сказки. Отгадайте загадки. Дети узнают героев сказок, называют и кратко описывают их, находят книжку, в которой они живут. Герои «поселяются» в свои сказки.

Вариант 2: Педагог показывает картинку с сюжетом сказки, дети должны назвать сказку и главного героя.

«Лото»

Цель: прививать детям любовь к устному народному творчеству, активизировать знания детей о сказках, вспоминать сюжет сказки.

Ход игры:

Детям розданы карточки – лото, первую картинку на карточку — лото выкладывает педагог. После педагог показывает картинки, дети должны найти все картинки, которые соответствуют их сказке. Пересказать сказку.

«Что лишнее?»

Цель: развитие речи, прививать детям любовь к устному народному творчеству, активизировать знания детей о сказках, развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

Ход игры:

Вариант 1: Педагог показывает карточку с изображением сказочных персонажей, дети должны отгадать сказку и найти лишних героев.

Вариант 2: Педагог называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, и одно, которое не относится к её содержанию. Дети должны угадать сказку и назвать лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух ( «Лиса и заяц»).

Дед, бабка, внучка, огурец, репка ( «Репка»).

Машенька, утки, Ванюша, баба Яга, гуси – лебеди ( «Гуси – лебеди»).

Емеля, старик, щука, лебедь, печка, Марья – царевна ( «По щучьему велению»).

Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Белоснежка, волк, гномы, злая колдунья ( «Белоснежка и семь гномов»).

Волк, внучка, бабушка, охотники, зайцы ( «Красная шапочка»).

Принцесса, сторож, принц, горошина ( «Принцесса на горошине»)

«Кто здесь был и что забыл?»

Цель: обогащение словаря, развитие связной речи, прививать детям любовь к устному народному творчеству, активизировать знания детей о сказках, развитие зрительного внимания, памяти.

Ход игры:

Педагог раздаёт детям карточки, на которых изображены предметы/ вещи сказочных героев. Педагог задаёт вопрос «Кто здесь был и что забыл?» дети называют предмет / вещь и сказочного героя, к которому он подходит.

Сапоги – репка – золотое яйцо (Кот в сапогах – Дед – Курочка ряба)

Яйцо с иглой – лекарства – три стула (Кощей – Айболит – Три медведя)...

Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников. Дидактические игры закрепляют знания о художественной литературе, учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивают связную речь, нравственные качества, корректируют мышление, внимание, память, воображение, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год