ООД по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ «загадочных историй» (по Н.И. Сладкову) |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Татаренко Анна Владимировна | |||
22.03.2024 16:20 | |||
ООД по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ «загадочных историй» (по Н.И. Сладкову) Составила и провела воспитатель: Татаренко А.В. Цель: Учить детей пересказывать прочитанные рассказы. Задачи:
Словарная работа: полярники, куропатка, песец. Методы и приёмы: чтение, беседа, рассматривание иллюстраций.
Оборудование: портрет Н.И. Сладкова, сюжетные картинки к тексту. Ход деятельности: Приветствие. Вводная часть. Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку. А что мы там увидим, вы сможете узнать отгадав загадку. В них живут рассказы, сказки, Комиксы, стихи, раскраски. Все девчонки и мальчишки Любят их. Ведь это… Дети: Книжки. Воспитатель: Правильно ребята, это книжки. Значит ребята, как будет называться наша выставка? Дети: Книжная выставка. Воспитатель: Я приглашаю вас пройти к первому столу. Ребята посмотрите внимательно на нашей книжной выставке много книг, вы узнаете их? Назовите. (Ответы детей) Воспитатель: Молодцы ребята, а каким одним жанром объединены все эти книги? Дети: Сказки. Воспитатель: Правильно ребята, это сказки. Давайте пройдем к другому столу. Ребята, а эти книги вам знакомы? Назовите. (Ответы детей) Воспитатель: Молодцы ребята, а каким жанром объединены эти книги? Дети: Рассказы. Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о сказках и рассказах. Что в них общего и чем они отличаются? (Ответы детей) Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с писателями и их произведениями. Я приглашаю вас в читальный зал. Проходите. Давайте немного подышим. Дыхательная гимнастика: «Подуем на плечо» Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Вдох, губы трубочкой-выдох. Выполняются движения по тексту. Подуем на плечо, Подуем на другое. Нас солнце горячо Пекло дневной порой. Подуем на живот, Как трубка станет рот. Ну а теперь на облака И остановимся пока. (Е. Антоновой-Чалой). Воспитатель: Молодцы ребята, садитесь на стульчики. 1. Основная часть. Воспитатель: Ребята, посмотрите, это портрет Николая Ивановича Сладкова. Николай Иванович Сладков- писатель, он писал интересные рассказы о тех, кто бегает, ползает, летает и плавает, догадались о ком? Дети: О животных. Воспитатель: Правильно ребята, в том числе он писал и о разных загадках природы. Вот сегодня я предлагаю вам познакомиться с одной из таких загадочных историй. Хотите послушать загадочную историю, которую написал Николай Иванович? Дети: Да. Воспитатель: Рассказ называется «Красный снег». Я сейчас прочитаю первую часть рассказа. «Красный снег» Высадились на остров полярники и ахнули: у скал лежал… красный снег! Песец протрусил – за ним красная строчка следов, куропатки пробежали – красными крестиками наследили. Слепили снежок из снега – розовый! Скатились на лыжах с горки – позади полосы красные. Хоть глазам не верь! Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такие полярники? (Ответы детей) Воспитатель: Полярники – это люди, которые работают на Северном полюсе и в Антарктиде, которые проводят различные исследования в условиях холода и снега. Повторите это слово полярники. (Прошу найти и поставить картинку на мольберт) -Как вы понимаете выражение «высадились на остров»? (Ответы детей) Воспитатель: Кто такой песец? Дети: Это зверь. Воспитатель: Песец – это полярная лисица или снежная лисица. Мех у него белый, так как живет зверек в арктических снегах Северного полюса. Повторите это слово-Песец. Дети: Песец. (Прошу найти и поставить картинку на мольберт) Воспитатель: Как вы понимаете выражение «песец протрусил»? Дети: Пробежал. Воспитатель: Кто такие куропатки? Дети: Это птица. Воспитатель: Правильно ребята, это небольшая дикая птица, схожая по размерам с обычной домашней курицей. Это для вас новое слово, повторите его. Дети: Куропатка. (Прошу найти и поставить картинку на мольберт) Воспитатель: Как вы понимаете выражение «куропатки пробежали – красными крестиками наследили»? Дети: Оставили следы на снегу. Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас прослушайте еще раз эту часть рассказа. (Повтор первой части) Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему снег красный? (Ответы детей) Воспитатель: Какие следы оставили звери и птицы? Дети: Красная строчка от песца, куропатки – красными крестиками. Воспитатель: Правильно ребята, а сейчас послушайте продолжение рассказа — отгадку на этот вопрос «Почему снег красный?» Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль. И снег… зацвел! Только-то и всего. (Читаю еще раз) Воспитатель: Ребята, почему снег красный? Дети: Потому что разрослась красная водоросль. (Ставлю картинку) Воспитатель: Отчего разрослась особая красная водоросль? Дети: От весеннего тепла. Воспитатель: Как начинается разгадка? Дети: …Но глазам верить надо. Воспитатель: Какими словами автор заканчивает рассказ? Дети: И снег… зацвел! Только-то и всего. Воспитатель: Молодцы ребята, давайте попробуем пересказать этот рассказ вместе. Я буду загадывать загадку первую часть, а кто то из вас расскажет отгадку вторую часть рассказа. Кто мне поможет? (Слушаю 2-3 детей) 2 Физминутка: «Весна» Улыбаются все люди-весна, весна, весна! (дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают) Она везде, она повсюду — красна, красна, красна. (делают ритмичные повороты туловища) По лугу лесу и полянке — идет, идет, идет. (ритмично шагают на месте) На солнышке скорей погреться — зовет, зовет, зовет. (взмахивают обеими руками к себе) И в ручейке лесном задорно — звенит, звенит, звенит. (ритмично щелкают пальцами рук) По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит. (потирают ладони) Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов. (делают из пальцев бутон) И все живое сразу слышит весенний этот зов! (ритмично сжимают и разжимают пальцы) Воспитатель: Присаживайтесь на свои стульчики. Ребята у Н.И. Слакова есть еще один интересный рассказ, и называется он — «Волосатое дерево», послушайте первую часть. «Волосатое дерево» Разные бывают деревья: толстые — тонкие, высокие — низкие, прямые — кривые. А в горах можно увидеть дерево волосатое! Увидишь — глазам не веришь. А подойдешь, пощупаешь — так и есть, мохнатое! Ствол снизу звериной шерстью оброс! Стоишь и гладишь мохнатое дерево, как собаку. Мягонькое, пушистое... Воспитатель: Ребята какие бывают деревья? Дети: Толстые, тонкие и т.д Воспитатель: Правильно ребята, а в горах какое дерево можно увидеть? Что в нем особенного? На что похоже такое дерево? Дети: Волосатое дерево, оно мохнатое, как собака. (Прошу поставить картинку на мольберт) Воспитатель: Как вы думаете ребята, а почему дерево мохнатое? (Ответы детей) Воспитатель: Ребята, первая часть это загадка, кто загадает загадку еще раз? (Спрашиваю 2-3 детей) Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас послушайте продолжение рассказа — отгадку на этот вопрос «Почему дерево волосатое?» Если спрятаться у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спустится со скалы дикая коза, подойдет к дереву и начнет тереться! Линяет она весной, шерсть зимняя клочьями — вот о кору и счесывает. Одна коза почешется, вторая потрется, третья поскребется — дерево шерстью и обрастет! Стоит волосатое дерево — всем на удивление. Воспитатель: Почему дерево мохнатое? Кто в этом виноват? Дети: Дерево мохнатое из-за коз. Воспитатель: Что козы сделали? Как они оставляют свою шерсть? Почему шерсть остается на стволе дерева? Дети: Это козы виноваты, они линяют и трутся о дерево. Воспитатель: Как вы понимаете слово линяет? Дети: Коза сбрасывает шерсть. Воспитатель: Правильно животное сбрасывает подшерсток, который грел его зимой, а летом стал не нужен. Как автор пишет в рассказе? Что делала одна коза? Дети: Одна почешется. -А вторая? Дети: Вторая потрется. -А третья? Дети: Третья поскребется. Воспитатель: Ребята, каким предложением заканчивается рассказ? Дети: …Стоит волосатое дерево — всем на удивление. Воспитатель: Правильно ребята, а давайте попробуем пересказать этот рассказ. Я буду загадывать загадку первую часть, а кто то из вас расскажет отгадку вторую часть рассказа. Кто хочет мне помочь? (Слушаю 2-3 детей) Заключительная часть. Воспитатель: Молодцы ребята. Наш читальный зал закрывается. Книгам тоже пора отдохнуть, они будут ждать своих читателей снова. Ребята, с какими загадочными историями мы сегодня познакомились? Дети: Красный снег. Волосатое дерево. Воспитатель: Кто написал эти рассказы. Дети: Н.И. Сладков. Воспитатель: Почему снег красного цвета? Дети: Потому что разрослась красная водоросль. Воспитатель: Почему дерево волосатое? Дети: Козы трутся о дерево и оставляют шерсть. Воспитатель: Какая история вам понравилась больше? Почему? (Ответы детей) Воспитатель: Какую загадочную историю вам хотелось бы рассказать родителям и друзьям? Спасибо большое, занятие закончилось, вы большие молодцы!
|