СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Киселева Кристина Викторовна Суворова Надежда Константиновна | |||
18.03.2024 23:18 | |||
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация: В статье описываются особенности развития речи старших дошкольников. Дается определение понятию «сказкотерапия», автор разъясняет специфику ее проведения со старшими дошкольниками. Ключевые слова: речь, развитие сторон речи, сказкотерапия. Дошкольный возраст уникален тем, что является благоприятным периодом в разностороннем развитии ребенка, а особенно в развитии речи, то есть в этот возрастной период речь у детей активно развивается. Что характерно для развития речи старших дошкольников, какие особенности ей присущи? Речь старших дошкольников достигает достаточно высокого уровня своего развития: богатый словарный запас, в общении дети зачастую употребляют больше простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются негативное отношение к речевым ошибкам, а также умение контролировать свою речь. Конечно же, развитие речи само по себе, просто так не происходит: оно тесно связано с развитием представлений ребенка об окружающем мире, личности в целом. Всем известно, что развитием речи занимаются педагоги в профильных организациях, а также ответственные родители, которые следуют рекомендациям специалистов.
На сегодняшний день перед педагогами встает вопрос: какие новые формы и средства работы по развитию речи дошкольников использовать, чтобы получить эффективный результат? Одним из таких средств является сказкотерапия. В чем состоят его особенности? Оно позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка посредством использования сказок, решая при этом разные задачи. Сказка применяется в различных областях работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказкотерапию рекомендуется воспринимать как воспитание и лечение сказкой. Сказка учит детей многому: не только переживать, грустить, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Идея, лежащая в основе сказкотерапии гласит, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций. Занимаясь сказкотерапией, важно придерживаться алгоритма: слушание – рассказывание – игра – придумывание сказки. Во время рассказывания сказки ребенок снова и снова переживает в ней происходящие события, представляет художественные образы, практически пользуется красотой и богатством родного языка. Воспитатель постепенно берет на себя роль заинтересованного слушателя по мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки. Как проводится сказкотерапия? Сначала во время чтенияпедагог учит детей замечать художественную форму сказки, выражающую ее содержание. Слушая воспитателя, дети осваивают родной язык, а именно: обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок подражает живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует, тем самым усваивая родную речь. Цель пропедевтической работы, которая проводится перед прочтением сказок, заключается в организации внимания детей и подготовки их к восприятию. Эта работа состоит из отгадывания загадок по персонажам сказок, уточнения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрации соответствующих тексту сюжетных картинок. Безусловно, каждая организованная образовательная деятельность должна сопровождаться не только наглядным, но и игровым материалом. Тексты сказок необходимо читать детям два раза и в медленном темпе. Для более лучшего усвоения содержания сказки при повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений. Стоит отметить, что разбор содержания сказок проводится в диалоговой форме. Специфика вопросов заключается в том, что они направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. Постепенно проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, свободно разговаривать друг с другом. Самостоятельное сочинение сказок, историй учат строить ребенка тексты для своеймонологической речи. Это умение потребуется ему для перехода к новой ведущей деятельности, которая будет в школе. На занятиях используются следующие виды рассказывания такие, как: придумывание концовки сказки, составление сказки на заданную тему с опорой на иллюстрации, её коллективное сочинение. Возможности сказки при условии творческого подхода позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи старшим дошкольникам вне зависимости от ихуровня речевого и умственного развития. Сказкурекомендуется использовать как материал в свободной деятельности для театральных игр. Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сформулировать вывод, чтоогромные возможности сказкотерапии при условии творческого подхода позволяют предлагать «сказочные сюжеты» не только в организованной образовательной деятельности, охватывая все образовательные области, но и в свободной деятельности с целью развития связной речи. В результате использования сказкотерапии можно достигнуть значительных результатов в развитии речи старших дошкольников. Список использованных источников
|