Использование инновационных технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьей. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Голубева Анна Ивановна | |||
18.03.2024 15:39 | |||
Использование инновационных технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьей. Голубева Анна Ивановна, воспитатель, МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» Республика Хакасия, Алтайский район, село Белый Яр Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников. Но следует отметить, что наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей имеющих недостаточный уровень речевого развития растет. В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста. Отчего это происходит? Причин великое множество, но значимая причина проблем с речью — отсутствие общения в семье и закрепление полученных ЗУН в семье. Многие родители в силу своей занятости, усталости не могут даже поговорить с собственными детьми! Многим проще дать ребенку телефон или включить ребенку мультфильмы, чем спросить, как прошел день. В советские времена были у ребенка кубики, он ими поиграл, надоело — заплакал. И мама бежит к ребенку. А сейчас достаточно включить телевизор и дальше свои дела делать. Хотя сегодня существует множество различных обучающих сайтов, онлайн-уроков, технических средств (кубики, карточки развивающие, лего, кукольный театр и т.д.), но это ведь нужно найти время, чтобы позаниматься с ребенком хотя бы 20-30 минут.
В соответствии с ФГОС «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа. Для достижения вышеуказанных задач в работе специалистов и педагогов дошкольного образования сегодня используется множество современных технологий развития речи детей дошкольного возраста. Моя основная цель: привлечь родителей к работе по развитию речи. Таким образом, для достижения продуктивных и устойчивых результатов, больше внимания уделяем работе с родителями. Считаем важным сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для того, чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, мною было проведено анкетирование родителей. Проанализировав данные анкеты, определили проблемное поле и составила перспективный план работы с родителями, направленный на формирование речевого воспитания ребенка в семье. Постоянно оказываем консультативную помощь родителям по проблеме. Это позволяет мне работать по данной теме в системе. Целенаправленная и систематическая работа способствуют повышению педагогической культуры родителей, помогают работать над проблемой во взаимодействии. Одной из форм работы с родителями в вопросах речевого развития ребенка, стало проведение родительского собрания на тему: «Роль родителей в развитии речи детей». Считаю, что чем лучше будет организована речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии для дальнейшего речевого развития и успешности в обучении в школе. Решая поставленные цель и задачи, использую разнообразные методы и приёмы: Во-первых, в приемной группы размещены консультации по речевому развитию. Вниманию родителей представлены папки-передвижки, с постоянно сменяющейся информацией по развитию речи дошкольников «Дыхательная гимнастика», «Речевые игры, когда гуляете на улице», «Кукольный театр»; различные буклеты «Будем говорить правильно», «Мы в театре» и др. Во-вторых, особое внимание уделяю вопросу развития речи при реализации проектной деятельности. В связи с этим, предлагаю в начале учебного года темы и идеи различных мини-проектов, совместно, родители и дети. Таким образом, участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса, начинают осознавать свою значимую роль в нем. Тематика детских проектов может соответствовать праздникам и знаменательным событиям, происходящим в стране, населенном пункте, где проживаете, детском саду или группе. Мои варианты проектов для детей старшего дошкольного возраста: «Трудно ли быть вежливым?» «Как рождается книга?» «Добрые слова в день рождения», «Слово «любовь» на разных языках»; «История моей фамилии» и другие. Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?». И задача родителей, в первую очередь, также как и педагогов — четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи[2]. В начале учебного года провела беседу с родителями и ознакомила с Кейс- и синквейн- технологиями в развитии речи детей». Через несколько недель (октябрь), дети совместно с родителями сочиняли свои синквейны, иллюстрировали их и представляли свои совместные творческие работы. Примечание: «Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Правила составления синквейна: правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Таким образом, лексический состав приобретает эмоциональную окраску, тем самым легче усваивается; дети начинают различать и понимать слова разных частей речи; дошкольники соблюдают интонацию; пополняется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; осуществляется подготовка к краткому пересказу и др» [1]. В январе, мною был проведен творческое мероприятие с участием родителей: «КВН-семейный» с использованием кейс-технологий. Несколько семей показали нам, как нужно уметь договариваться, работать совместно, уважать и принимать разные точки зрения, обсуждать какие-либо вопросы. Были представлены следующие ситуации: «Как поздравить папу с днем рождения», «Бабушка заболела», «Во дворе с сестрою» В марте мы провели театрализованное представление (о результатах, проведенных проектов в семьях) «Путешествие в страну родной речи». Выполняя интересные задания, дети продемонстрировали свое умение владеть речью, творческий и интеллектуальный потенциал, коммуникативные навыки. Нельзя не отметить, ведущим видом деятельности является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. Родители могут совместно с детьми играть в театрализованные, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, пальчиковые игры[3]. Также родителям следует использовать и традиционные методы в рамках развития речи детей: как рассматривание иллюстраций, картин, просмотр мультфильмов и видеофильмов, слушание аудиосказок, беседы, разучивание стихотворений, чтение стихов, произведений писателей. В разработанных памятках, представлены такие кинезиологические упражнения с детьми. Родители в свободное время, могут использовать в виде игр: «Кулак – ребро – ладошка», «Фонарики», «Дом – ежик – замок», в которых движения рук сочетаются с речью. Такие игры развивают мелкую моторику в сочетании с развитием фонематического слуха, связной речи и лексико-грамматических представлений. ФОТО детей с родителями Можно сделать вывод, что применение данных технологий способствует эффективному развитию всех компонентов речи у детей (улучшилось фонематическое восприятие и звукопроизношение, словарный запас и лексико-грамматическая сторона речи достигли более высокого уровня). Дети учатся планировать и выстраивать свое речевое высказывание, повышается потребность дошкольников в общении. У детей появилось желание придумывать интересные истории, сказки, возрос интерес к заучиванию стихов и чистоговорок. Большинство детей преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией. В них появилась уверенность. Результатом нашей работы является то, что использование инновационных технологий и привлечение родителей является уникальным средством для создания условий речевого развития ребенка, являются очень важным аспектом в работе дошкольного образовательного учреждения. В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели. Список литературы:
|