Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сценарий мастер-класса «Использование приемов ТРИЗ в обучении дошкольников сочинению сказок»
Развитие речи у детей
Автор: Чудаева Марина Александровна   
15.02.2024 00:08

Сценарий мастер-класса «Использование приемов ТРИЗ в обучении дошкольников сочинению сказок»Сценарий мастер-класса «Использование приемов ТРИЗ в обучении дошкольников сочинению сказок»

Цель: Повысить уровень компетенции педагогов в применении технологии ТРИЗ.

Задачи: Обобщить представления педагогов по применениютехнологииТРИЗ в области сочинения моделей сказок разного типа, способствовать развитию творческого воображения.

Создать условия для практического освоения технологии сочинения сказок с использованием приемов ТРИЗ.

Сформировать у участников мотивацию наиспользование технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности.

Материал: презентация, листы бумаги, расчерченные на 9 экранов с подписями.

Аудитория: данный мастер-класс можно использовать в работе с педагогами, родителями.

 Скачать конспект

Ход мастер-класса:

Вводная часть: Добрый день уважаемые коллеги, я представляю детский сад № 36 «Рябинка» Г.о. Подольск.

Проблема: Практика показывает, что дошкольники часто затрудняются в структурном оформлении рассказа; в последовательности изложения текста и развитии сюжета. Составленные ребёнком связные тексты однообразны и маловыразительны. Применение ТРИЗ-технологии в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Основная часть:

Отгадайте загадку!

1. В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий

Бабка-ежка у окна...

Догадайтесь, кто она? " (конечно же сказка)

Доказано на практике, одним из эффективных средств формирования навыков связной речи является составление сказок с использованием приемов ТРИЗ-технологии.

2. Игра: «Хорошо – плохо»

Читать сказки – это хорошо?

Читать сказки — это плохо? (игра с педагогами)

Одна команда будет оппонировать другой.

КАКИЕ ЖЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРЕДЛАГАЕТ НАМ ТРИЗ-технология в данном направлении?: вы видите на слайде.

3. Модели сочинения сказок с использованием приемов ТРИЗ.

- Составление сказок методом «Каталога» (алгоритм сказок Владимира Яковлевича Проппа)

- Составление сказки с помощью метода «Морфологический анализ» (волшебная дорожка); Сказки динамического типа.

- Метод «Системный оператор» (описательный тип)

- Метод «ТПФ» (типовые приемы фантазирования» (морально-этический)

- Метод «Волшебный треугольник» (Вепольныйанализ – конфликтный тип)

Сегодня я предлагаю вам рассмотреть модели сочинения сказок на основе системного оператора и волшебного треугольника.

Рассматривать модели сочинения сказки на основе системного оператора мы начнем с алгоритма

На слайде вы видите алгоритм составления сказки описательного вида

(зачитываю)

Я думаю, что вам всем знакома модель системного оператора – или по другому 9 волшебных экранов. На слайде вы видите модель системного оператора, которая адаптирована к текстам сказочного содержания.

Центральная горизонталь — объект в разное время

Нижняя горизонталь — черты характера (подсистема)

Верхняя горизонталь — место, где все происходит. (надсистема)

Теперь можно приступать к заполнению волшебных экранов:

Экран № 1 –герой и его главное дело. Я выбрала Бабу Ягу, которая всем пакостит (в настоящем)

Экран № 2 – черты характера качеств личности умения героя при выполнении главного дела.

Черты характера надо соотносить с делом. Если она пакостит. Значить она какая? (спросить?) — злая, вредная, жадная

Экран № 3 Место, где герой осуществляет свое дело — где она всем пакостит? — в лесу

Экран № 4Герой в детстве, который учился этому делу (всем пакостить)

Задаем вопрос: Почему Баба Яга стала всем пакостить?

Неужели она с самого детства была злой вредной. жадной?

А в детстве она была обыкновенной девочкой, которая не хотела делиться игрушками и никто не захотел с ней дружить.

Экран № 5 Черты характера качества личности и умения героя в детстве

Соотвественножадная и капризная

Жадная – никому ничего не давала. Не делилась с игрушками

Капризная – потому что у всех все отбирала и капризничала и поэтому с ней никто не дружил.

Экран № 6Место где герой проживал, учился своему делу

Где это все было. Где происходило

А раньше она жила. В некотором царстве, некотором государстве. Потом ей пришлось перемиститьсяв лес. Потому. что с ней никто не дружил. Вот так она стала жить в лесу. И кто бы не приходил в лес она всем пакостила, может у нее подружка…

Учитывая, что Баба Яга делает негативное дело, нам надо его исправить, устранить и продолжить его (согласно алгоритму)

Экран №7 Герой противостоящий внешним обстоятельствам, мешающим ему делать свое дело

Я выбрала Ивана- царевича, потому, что Баба Яга жила в некотором царстве, Некотором государстве.

Экран № 8 Место в котором есть помеха. Действиям героям

Облагороженная лесная зона

Лесопарк, экологическая зона отдых

Экран № 9Черты характера, качества личности (изменения их) и умения героя при взаимодействии с окружением

Проводить экскурсии в лесу. Следит за порядком. Собирает лечебные травы, лечит

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год