Сценарий мастер-класса «Использование приемов ТРИЗ в обучении дошкольников сочинению сказок» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Чудаева Марина Александровна | |||
15.02.2024 00:08 | |||
Сценарий мастер-класса «Использование приемов ТРИЗ в обучении дошкольников сочинению сказок» Цель: Повысить уровень компетенции педагогов в применении технологии ТРИЗ. Задачи: Обобщить представления педагогов по применениютехнологииТРИЗ в области сочинения моделей сказок разного типа, способствовать развитию творческого воображения. Создать условия для практического освоения технологии сочинения сказок с использованием приемов ТРИЗ. Сформировать у участников мотивацию наиспользование технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности. Материал: презентация, листы бумаги, расчерченные на 9 экранов с подписями. Аудитория: данный мастер-класс можно использовать в работе с педагогами, родителями. Ход мастер-класса: Вводная часть: Добрый день уважаемые коллеги, я представляю детский сад № 36 «Рябинка» Г.о. Подольск. Проблема: Практика показывает, что дошкольники часто затрудняются в структурном оформлении рассказа; в последовательности изложения текста и развитии сюжета. Составленные ребёнком связные тексты однообразны и маловыразительны. Применение ТРИЗ-технологии в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Основная часть: Отгадайте загадку! 1. В ней всегда конец хороший, Добрый молодец пригожий Бабка-ежка у окна... Догадайтесь, кто она? " (конечно же сказка) Доказано на практике, одним из эффективных средств формирования навыков связной речи является составление сказок с использованием приемов ТРИЗ-технологии. 2. Игра: «Хорошо – плохо» Читать сказки – это хорошо? Читать сказки — это плохо? (игра с педагогами) Одна команда будет оппонировать другой. КАКИЕ ЖЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРЕДЛАГАЕТ НАМ ТРИЗ-технология в данном направлении?: вы видите на слайде. 3. Модели сочинения сказок с использованием приемов ТРИЗ. - Составление сказок методом «Каталога» (алгоритм сказок Владимира Яковлевича Проппа) - Составление сказки с помощью метода «Морфологический анализ» (волшебная дорожка); Сказки динамического типа. - Метод «Системный оператор» (описательный тип) - Метод «ТПФ» (типовые приемы фантазирования» (морально-этический) - Метод «Волшебный треугольник» (Вепольныйанализ – конфликтный тип) Сегодня я предлагаю вам рассмотреть модели сочинения сказок на основе системного оператора и волшебного треугольника. Рассматривать модели сочинения сказки на основе системного оператора мы начнем с алгоритма На слайде вы видите алгоритм составления сказки описательного вида (зачитываю) Я думаю, что вам всем знакома модель системного оператора – или по другому 9 волшебных экранов. На слайде вы видите модель системного оператора, которая адаптирована к текстам сказочного содержания. Центральная горизонталь — объект в разное время Нижняя горизонталь — черты характера (подсистема) Верхняя горизонталь — место, где все происходит. (надсистема) Теперь можно приступать к заполнению волшебных экранов: Экран № 1 –герой и его главное дело. Я выбрала Бабу Ягу, которая всем пакостит (в настоящем) Экран № 2 – черты характера качеств личности умения героя при выполнении главного дела. Черты характера надо соотносить с делом. Если она пакостит. Значить она какая? (спросить?) — злая, вредная, жадная Экран № 3 Место, где герой осуществляет свое дело — где она всем пакостит? — в лесу Экран № 4Герой в детстве, который учился этому делу (всем пакостить) Задаем вопрос: Почему Баба Яга стала всем пакостить? Неужели она с самого детства была злой вредной. жадной? А в детстве она была обыкновенной девочкой, которая не хотела делиться игрушками и никто не захотел с ней дружить. Экран № 5 Черты характера качества личности и умения героя в детстве Соотвественножадная и капризная Жадная – никому ничего не давала. Не делилась с игрушками Капризная – потому что у всех все отбирала и капризничала и поэтому с ней никто не дружил. Экран № 6Место где герой проживал, учился своему делу Где это все было. Где происходило А раньше она жила. В некотором царстве, некотором государстве. Потом ей пришлось перемиститьсяв лес. Потому. что с ней никто не дружил. Вот так она стала жить в лесу. И кто бы не приходил в лес она всем пакостила, может у нее подружка… Учитывая, что Баба Яга делает негативное дело, нам надо его исправить, устранить и продолжить его (согласно алгоритму) Экран №7 Герой противостоящий внешним обстоятельствам, мешающим ему делать свое дело Я выбрала Ивана- царевича, потому, что Баба Яга жила в некотором царстве, Некотором государстве. Экран № 8 Место в котором есть помеха. Действиям героям Облагороженная лесная зона Лесопарк, экологическая зона отдых Экран № 9Черты характера, качества личности (изменения их) и умения героя при взаимодействии с окружением Проводить экскурсии в лесу. Следит за порядком. Собирает лечебные травы, лечит
|