Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы «Дикие животные наших лесов»
Развитие речи у детей
Автор: Сатлыкова Эльвира Асхатовна   
10.02.2024 03:09

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы «Дикие животные наших лесов»Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы «Дикие животные наших лесов»

Подготовила и провела: учитель-логопед Сатлыкова Э.А. г.Учалы, 2024 г.

Цель: развивать лексико-грамматические представления у детей по теме «Дикие животные».

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

  • учить умению слушать и слышать обращённую речь
  • активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Дикие животные»
  • закрепить и пополнить знания детей о диких животных, их образе жизни, жилище, питании.

Скачать конспект

Коррекционно — развивающие:

  • развивать речевую и познавательную активность детей, умение делать выводы и умозаключения
  • развивать навыки словообразования, согласования существительного с прилагательным, образования притяжательных прилагательных, логического мышления; развивать монологическую и диалогическую речь, добиваться полных ответов на вопросы
  • развивать связную речь детей. Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять описательные рассказы о диких животных
  • развивать слухоречевую память, внимание
  • развивать умение координировать речь с движением.

Коррекционно — воспитательные:

  • воспитывать любознательность, интерес к природе и животному миру
  • способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным
  • создавать положительный эмоциональный фон.

Методы и приёмы:

  • словесный – беседа, вопросы к детям, педагогическая оценка (поощрение), пояснение
  • наглядный – показ картин, демонстрационного материала
  • игровой – проведение дидактических игр и упражнений, подвижных игр, загадывание и отгадывание загадок.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких животных; чтение рассказов о диких животных; разучивание стихотворения о диких животных с Ариной и Аскаром; проведение игр на эту тему; разучивание физминуток.

Словарная работа: ароматный, неуклюжий, бурый, копытный, логово, ежиха, лосиха, волчица, медвежьи, волчья, лисьи, заячье, ежиная, беличий, лосиная.

Индивидуальная работа: составление описательного рассказа по мнемотаблице с Викой Т., Гульшат, Мишей, Петей.

Оборудование и материал: компьютерная презентация, ноутбук, экран, проектор, запись музыки, мольберт, мяч; мнемотаблица, карточки с изображением диких животных.

Планируемые результаты:

  1. Умение решать интеллектуальные и личностные задачи.
  2. Расширение и активизация словарного запаса, воображения, мышления, умение действовать согласованно.
  3. Воспитание нравственных качеств. Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.

Ход образовательной деятельности.

I.Организационный момент. (Дети стоят в кругу.)

- Ребята, дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Дети повторяют вместе с логопедом:

  • Каждый день, всегда, везде:
  • На занятиях, в игре
  • Внятно, чётко говорим,
  • Никогда мы не спешим.

- Сегодня я вас приглашаю на прогулку в лес. Любите путешествовать? (Да.)

- Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)

-Правильно, зима. В лесу лежит снег. Весь лес стоит в снегу.

-Ребята, представьте, какой он зимний лес.  Посмотрите, вот он какой красивый зимний лес.

- А сейчас закройте глазки и представьте, что вы оказались в зимнем лесу. (Звучит музыка.)

-Хорошо, откройте глазки. Вот мы с вами и оказались в зимнем лесу.

Проводится упражнение на дыхание.

- Какой воздух в лесу? (Свежий, лесной, ароматный, зимний.)

-Давайте мы с вами подышим свежим воздухом в лесу (вдох через нос, выдох через рот). (Дети выполняют дыхательное упражнение.)

II. Основная часть.

1. Отгадывание загадок о диких животных. (Дети сидят полукругом на стульях.)

- Давайте посмотрим, кто же живёт в этом лесу.

- Сейчас я вам загадаю загадки о животных, а вы угадайте, кто это:

  • На лесной полянке слушаем загадки
  • Будем все внимательными,
  • Дружными, старательными.

- Слушайте первую загадку:

  • Хитрая плутовка,
  • Рыжая головка,
  • Хвост пушистый – краса-
  • А зовут её … (лиса)

- Расскажите про лису. Лиса какая? (Рыжая, хитрая, хищная, умная, красивая, пушистая, длиннохвостая.)

- Послушайте другую загадку:

  • Хозяин лесной,
  • Просыпается весной,
  • А зимой под вьюжный вой
  • Спит в избушке снеговой.

-Кто это? (Медведь)

- Скажите, медведь какой? (Большой, косолапый, неуклюжий, мохнатый, крупный, коричневый, бурый.)

- Попробуйте отгадать такую загадку:

  • У кого нет берлоги,
  • Не нужна ему нора.
  • От врагов спасают ноги,
  • А от голода – кора.

- Кто это? (Заяц)

- Заяц какой? (Белый, серый, трусливый, пугливый, короткохвостый, длинноногий, длинноухий, чуткий.)

- Скажите, когда заяц белый, а когда – серый? Как вы думаете, зачем он меняет свою шубку? (Слайд 6) (Ответы детей.)

- Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками?

-Кто это? (Ежик.)

- Ёжик какой? (Маленький, колючий, ловкий.)

- Как вы думаете, зачем ежу иголки? Почему ежа называют соней? (Ответы детей)

  • Зверька узнаем мы с тобой
  • По двум таким приметам.
  • Он в шубке серенькой зимой,
  • А в рыжей шубке – летом.

-Кто это? (Белка)

-Как вы думаете, зачем белке хвост? Какие запасы делает белка? (Ответы детей)

- А вот другая загадка:

  • По лесу зимой рыщет,
  • Зверей слабых ищет.
  • -Кто это? (Волк.)

- Волк какой? (Серый, злой, голодный, хищный.)

- Скажите, пожалуйста:

Кто на своей голове лес носит? (Лось.)

- Лось какой? (Рогатый, большой, копытный, мощный.) Для чего лосю рога? (Ответы детей)

2. Пальчиковая игра «Звери здороваются». (Дети стоят возле своих стульев.)

Дети вместе с логопедом повторяют слова и выполняют движения пальчиками.

  • Поздоровались медвежата – (ладони соединены между собой, большие пальцы ударяют друг друга.)
  • Поздоровались лисята – (указательные пальцы стучат.)
  • Поздоровались волчата – (средние пальцы стучат.)
  • Поздоровались ежата – (безымянные пальцы стучат.)
  • Поздоровались зайчата – (мизинцы стучат.)
  • Подружились – (сцепляют пальцы обеих рук.)

3. Физкультминутка.

Дети вместе с логопедом повторяют слова и выполняют движения.

  • У нас славная осанка, мы свели лопатки.
  • Мы походим на носках, а потом на пятках.
  • Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.
  • И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишка.
  • Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
  • Лучик ёжика коснулся. Ёжик сладко потянулся.

(Дети идут по кругу, имитируя повадки зверей).

4. Беседа о диких животных. (Дети сидят полукругом.)

- Медведь, волк, лиса, белка, заяц, ёжик, лось – это все какие животные? Дети: Дикие животные.

- Сегодня мы с вами побеседуем о диких животных. Ещё каких диких животных вы знаете? А в нашем краю, какие дикие животные водятся? (Ответы детей.)

- Животный мир Республики Башкортостан тоже очень богат. Здесь водятся лоси, косули, волки, рыси, медведи, лисы, зайцы, барсуки, белки, норки, куницы, горностаи, бурундуки, выдры, кроты, суслики.

- Почему этих животных называют дикими животными?

Дети: Они живут в лесу, сами добывают себе корм, сами о себе заботятся.

- Чем дикие животные отличаются друг от друга?

Дети: Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т.д. Мех у них разного цвета и т.д.

- Чем они похожи?

Дети: Они живут в лесу, сами себе добывают корм. У них у всех есть туловище, голова, хвост и т.д. Их тела покрыты мехом. А у ежа тело покрыто иглами.

5. Подвижная игра «Звери шли на водопой».

Дети выполняют движения и вместе с логопедом повторяют слова.

  • Жарким днем лесной тропой (Дети спокойно идут по кругу Звери шли на водопой. Друг за другом.)
  • За мамой — лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)
  • За мамой — лисицей крался лисёнок, (Крадутся на носочках.)
  • За мамой — ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
  • За мамой — медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
  • За мамою — белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
  • За мамой — зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
  • Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
  • Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – «лакают».)

6. Проводится игра "Кто где живёт?" (Дети сидят на своих местах.)

- Ребята, у каждого животного есть свой дом и он имеет своё название. Давайте с вами поиграем в игру «Кто где живёт». Отвечать мы будем полным предложением: (На экране картинки с изображением жилища животных. Слайд 12)

- Где живёт лиса? Как у неё называется дом?

Дети отвечают:

У лисы дом называется – нора. Лиса живёт в норе.

У медведя дом – берлога. Медведь живёт в берлоге.

У волка дом называется логово. Волк живёт в логове.

Заяц живёт под кустами.

У ежа дом называется норка. Ёж живёт в норке.

У белки домик – дупло. Белка живёт в дупле.

Лось живёт вдалеке от людей, в чаще.

7. Проводится игра «Чей, чья, чьё, чьи?»

(Дети стоят, передают мяч по кругу и отвечают на вопросы логопеда.)

Чья берлога? – Медвежья берлога.

Чьё ухо с кисточкой? – Беличье ухо с кисточкой.

Чьё логово? – Волчье логово.

Чей рёв испугал птиц и зверей? – Медвежий рёв.

Чья хитрая морда выглядывает из-за куста? – Лисья морда.

Чьи рога ломают ветки кустарника? – Лосиные рога.

Чьё чуткое ухо прислушивается к шороху в лесу? – Заячьи уши.

Чьи глаза не закрываются во время сна? – Заячьи глаза.

Чьи следы на снегу? – Ежиные (волчьи, лисьи, заячьи, лосиные) следы.

8. "Составь рассказ по схеме". (Индивидуальное составление детьми описательных рассказов о диких животных. Работа с мнемотаблицей.) (Дети сидят полукругом.) (Логопед напоминает детям, что надо отвечать полным ответом.)

- Ребята, сейчас каждый подумает о том диком животном, о котором хочет составить рассказ по схеме:

Кто это? ___Цвет___Голос___Чем питается? (Хищное? Травоядное?) ___ Где живёт? ___ Назови членов семьи

Например, с помощью логопеда дети дают такое описание дикого животного: Это лиса. Она рыжего цвета. Когда лиса подаёт голос, она тявкает. Лиса – это хищное животное, она питается мелкими грызунами. Также лиса ест курочек, рыбу, ягоды. Лиса живёт в норе. У лисы лисья семья. Мама – лиса, папа – лис, детёныш – лисёнок, а если много, то лисята.

- Молодцы! Спасибо вам, ребята! У вас получились интересные рассказы о диких животных.

9. Рассказывание детьми стихотворения о диких животных.

- А сейчас Арина и Аскар расскажут нам стихотворение о диких животных, послушайте:

  • Дикие животные с людьми не живут,
    Постоянной помощи они от них не ждут.
    А живут они в лесах,
    На горах, в лугах, степях,
    На воде и под водой,
    В небесах и под землёй.
    Сами пищу добывают,
    Сами деток охраняют,
    Строят прочные жилища,
    И лекарства - травы ищут.

    Тигры, волки и слоны,
    Зайцы, кабаны, киты,
    Лисы, буйволы, медведи,
    Грифы, совы и орлы -
    Все их не пересчитать,
    Обо всех не рассказать.
    По своим живут законами,
    Их всем людям надо знать,
    Чтобы не вредить животным,
    А повсюду охранять. 

- Вот и подошла к концу наша прогулка. Закрывайте глазки (Музыкальное сопровождение.)

- Открывайте глазки. Вот мы с вами снова в детском саду.

III. Итог образовательной деятельности.

- О ком мы сегодня с вами говорили? Что нового вы для себя узнали? Что было интересно? Что вам понравилось? (Логопед раскладывает на столе весёлые и грустные смайлики.)

- Понравилась ли вам наша прогулка к диким животным? Если да, то возьмите себе веселый смайлик, а если нет, то – грустный смайлик. Покажите мне свои смайлики. Здорово! Я вижу, что вам всем понравилась наша прогулка.

- Сегодня вы все старались, отвечали на все вопросы, были дружелюбные и любознательные. Вы порадовали меня своими ответами. Молодцы!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год