Влияние пословиц и поговорок на речевое развитие детей через дидактические игры |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ильенко Ирина Леонидовна Миллер Елена Викторовна | |||
14.01.2024 14:28 | |||
Влияние пословиц и поговорок на речевое развитие детей через дидактические игры
В дошкольной педагогике происходят изменения, которые связаны с расстановкой приоритетов в современном обществе. С появлением ФОП ДО и ФАОП ДО, изменились и цели дошкольного образования. Его основной целью является разностороннее развитие ребенка, которое опирается на возрастные, а также индивидуальные особенности детей. Основой для этого является духовно-нравственные ценности, историческиеи конечно же культурные традиции нашего народа. О необходимости воспитания подрастающего поколения с учетом традиций нашего народа говорили еще педагоги прошлого столетия (Я. А. Каменский, Е.И. Тихеева и др.). Акцент делался на том, что уже маленького ребенка, необходимо знакомитьс культурой народа, народном творчеством. С молоком матери, ребенок учится «впитывать» любовь к своему народу, его традициям и истории.
Народной мудростью, его культурой и традициями является такой вид устного творчества, как пословицы и поговорки. В них отражён быт человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны природные явления. Авторами многих пословиц, а также поговорок являются русские писатели, поэты (М. Горький, К. И. Чуковский и другие). Пословицы и поговорки слагались во все времена. Для старшего поколения, которое вповседневной жизни с раннего детства учились слышать и использовать в речи пословицы и поговорки, они понятны и просты, чего нельзя сказать о современном поколении. В процессе овладения родной речью у ребенка формируются речевые навыки и умения, которые помогают ему воспринимать, а также понимать речь окружающих. Данные навыки имеют большое значение т.к. устная речь является базой для формирования познавательных способностей дошкольников. У детей 5-6 лет формируется самостоятельная, произвольная речь. В этом возрасте, ребенок стремится рассуждать, высказываться как взрослый (по А.Н. Гвоздеву). Современные педагоги отмечают, что в процессе развития общества, некоторые слова устаревают, и современный ребенок часто сталкиваются с тем, что не понимает значения некоторых слов, тем самым, начинает терятьсясвязь между поколениями. Ребенок, перестает понимать скрытый смысл, значение пословицы или поговорки. В связи с этим, он не может уловить юмор и мудрость, которую несет данное высказывание. Это влечет потерю связи с родной культурой, традициями наших предков. Наиболее сложен данный раздел, для детей с тяжелыми нарушениями речи. Так, как у детей с данными нарушениями отмечаются тенденции к лексическим заменам, таким как смешения по внешнему сходству, по функциональной нагрузке, замены в пределах ассоциативного поля. Этим детям не всегда понятны слова с переносным и обобщающим значением, так же отмечается незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения. Слова, которые мы относим к архаизмам, чаще всего не несут для них никакой важной и значимой информации, даже если в процессе познавательной деятельности объяснить их значение. В настоящее время, ряд специалистов отмечают, что существует прямая связь между зависимостью современных детей от гаджетов и снижением уровня активного и пассивного словаря. Отсутствие необходимости общения в виртуальном мире, умения договариваться, выражать свои мысли и желания приводит к отстранению ребенка от родного языка. Но русский язык, как и прочие, не останавливается в своем развитии. В процессе общения и взаимодействия, разные народы и культуры, дополняют и обогащают друг друга. А время и технический процесс вносят свою лепту, обогащая словарь словами, используемый на интернет просторах. Со временем редко употребляемые слова, выходят из общения или приобретают новый смысл. И лишь благодаря пословицам и поговоркам эти слова не забываются, остаются в нашей речи, и возвращают нас к истокам родного языка. Вопросами ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками занимались: А.П. Усовой, Т.С. Комаровой, А.П. Ильковой, Н.В. Гавриш, О.С. Ушаковой и др. Русский язык всегда славился своей самобытностью, колоритом, богатством крылатых слов, пословицами, поговорками. Используя пословицы и поговорки в речи, наше общение происходит эмоциональнее и ярче. Использование в повседневной жизни устного народного творчества делает нас мудрее и самобытнее. К огромному сожалению, современные родители, с их ускоренным темпом жизни, замещают общение с детьми на просмотр телевизора, вместо чтения включают просмотр мультфильма или игры на компьютере, где мелькание кадров не дают возможность детям понять смысл произведения, а отсутствие общения и обсуждения увиденного лишают детей возможности сделать для себя вывод или проанализировать данное произведение. Наш народ столетиями собирал свое богатство – родную речь, в которой словно драгоценные жемчужины, сверкают народные пословицы и поговорки. В них история нашего народа, его быт, старинные верования, отношения к жизни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они и сегодня звучат так же свежо и современно, как сотни лет назад [4, с. 3-4]. Дать определение понятию «пословица» пытались многие великие люди, в том числе и В.И. Даль, М. И. Снегирев, С.И. Ожигов. Можно изучить определения нескольких авторов, но одно останется неизменным – у всех суть будет одна и та же. Пословица представляет собой малую формуустного народного творчества, несущую в себе краткое изречение, обобщающую мысль или определенный вывод, иносказание с определенным поучающем значением. Её особенностью является точность и лаконичность информации. Отличие пословицы от поговорки в том, что пословица является законченным предложением в которойсодержится определенная степень нравоучения, а так же примета или предостережение. Сама по себе поговорка состоит из одной фразы или словосочетания. Пример пословицы: «Семеро одного не ждут». Высказывание «Медвежья услуга» является поговоркой. Смысл поговорки можно легко выразить другой фразой или словосочетанием [6]. Наш практический опыт работы с детьми с ТНР показывает, что до понимания современных детей очень сложно донести смысл данного жанра. В связи с этим, мы пришли к выводу, что при работе в данном направлении необходимо начинать знакомить детей с данным творчеством максимально приближено к современности и окружающей действительности, обязательное использование наглядности и при объяснении пословиц или поговорок использовать слова, которые не являются устаревшими. Несмотря на эти условия необходимо стараться сохранить и передать всю самобытность данного произведения. Потаенный смысл пословиц не всегда бывает понятен для ребенка, в этом случае мы даем детям пословицу, в которой два смысла: один – внешний и доступный для понимания, а второй – внутренний, недоступный, для которого внешний служит только оболочкой. Примером может служить такая пословица, как «Куй железо, пока горячо». Осознана детьми она может быть в более старшем возрасте, а в дошкольном она часто воспринимается только с внешней стороны. [5, с. 7]. Учитывая все вышесказанное, становится понятно, что в данном направлении на педагогов ложится ответственность не только за обогащение речи детей, но и в какой-то степени воспитания родителей, так же приобщая их к глубокому изучению литературы и приобщению к народной мудрости, юмору, творчеству. Организация работы с детьми в данном направлении требует от педагога и родителей системного подхода, т.к. взрослый занимает ведущую и важнейшую роль посредника, транслирующего культурный опыт нашего народа. В связи с этим, в процессе подбора речевого материала (поговорок или пословиц), рекомендуется опираться на изучаемую лексическую тему. В работе по данному направлению должны учитываться основные дидактические принципы:
- принцип наглядности. Мы предлагаем строить работу на данном направлении в следующей последовательности:
Педагоги, используя в работе устное народное творчество, такое как пословицы, поговорки, сказки, присказкии т.д. работают над активизацией речи ребёнка, что способствует её развитию и умению ясно формулировать и высказывать свои мысли. Следует отметить, что пословицы, и поговорки обладают эффективным воздействием, на детей, оказывает воспитательное влияние на развитие морально-нравственных качества личности. Принесение их в речь повышает у детей интерес и любовь к родному языку, влияет на нравственные качества ребенка, формирует у детей уважение к культуре и истории России. В пословицах и поговоркахвсегда скрыт тайный смысл. Они раскрывают детям такие качества человека, как: любовь к Родине, трудолюбие, уважение к родителям и забота о них. Используя пословицы и поговорки в повседневной речи, педагог помогает детям понять образ настоящего человека, гражданина великой страны Литература: 1. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей Т.В. Розе, — Изд-во: ОЛМА Медиа Групп, 2011 2. Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С.Н. Зигуненко, — Изд-во «Астрель», 2014 3. Лопатина А. Скребцова М. Мудрые пословицы в сказках. — Москва: ООО "Алтей-Бук", 2018. — 80 с.- (Моя домашняя школа) 4. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 240 с.: ил. ( «Занимательные уроки»). 5. Увлекательный мир загадок и пословиц: для уроков в начальной школе/авт. Сост. – Г.Н. Сычева. Изд. 2-е, перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 251 с. – (Библиотека учителя). 6. https: //ru. wikipedia. org/wiki/Пословица
|