Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние пословиц и поговорок на речевое развитие детей через дидактические игры
Развитие речи у детей
Автор: Ильенко Ирина Леонидовна Миллер Елена Викторовна   
14.01.2024 14:28

Влияние пословиц и поговорок на речевое развитие детей через дидактические игрыВлияние пословиц и поговорок на речевое развитие детей через дидактические игры

  • Ильенко Ирина Леонидовна, учитель-логопед БДОУ г. Омска «Детский сад № 191 компенсирующего вида»,
  • Миллер Елена Викторовна, учитель-логопед БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка — детский сад № 21»

В дошкольной педагогике происходят изменения, которые связаны с расстановкой приоритетов в современном обществе. С появлением ФОП ДО и ФАОП ДО, изменились и цели дошкольного образования. Его основной целью является разностороннее развитие ребенка, которое опирается на возрастные, а также индивидуальные особенности детей. Основой для этого является духовно-нравственные ценности, историческиеи конечно же культурные традиции нашего народа.

О необходимости воспитания подрастающего поколения с учетом традиций нашего народа говорили еще педагоги прошлого столетия (Я. А. Каменский, Е.И. Тихеева и др.). Акцент делался на том, что уже маленького ребенка, необходимо знакомитьс культурой народа, народном творчеством. С молоком матери, ребенок учится «впитывать» любовь к своему народу, его традициям и истории.

 

Народной мудростью, его культурой и традициями является такой вид устного творчества, как пословицы и поговорки. В них отражён быт человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны природные явления. Авторами многих пословиц, а также поговорок являются русские писатели, поэты (М. Горький, К. И. Чуковский и другие). Пословицы и поговорки слагались во все времена. Для старшего поколения, которое вповседневной жизни с раннего детства учились слышать и использовать в речи пословицы и поговорки, они понятны и просты, чего нельзя сказать о современном поколении.

В процессе овладения родной речью у ребенка формируются речевые навыки и умения, которые помогают ему воспринимать, а также понимать речь окружающих. Данные навыки имеют большое значение т.к. устная речь является базой для формирования познавательных способностей дошкольников.

У детей 5-6 лет формируется самостоятельная, произвольная речь. В этом возрасте, ребенок стремится рассуждать, высказываться как взрослый (по А.Н. Гвоздеву). Современные педагоги отмечают, что в процессе развития общества, некоторые слова устаревают, и современный ребенок часто сталкиваются с тем, что не понимает значения некоторых слов, тем самым, начинает терятьсясвязь между поколениями.

Ребенок, перестает понимать скрытый смысл, значение пословицы или поговорки. В связи с этим, он не может уловить юмор и мудрость, которую несет данное высказывание. Это влечет потерю связи с родной культурой, традициями наших предков.

Наиболее сложен данный раздел, для детей с тяжелыми нарушениями речи. Так, как у детей с данными нарушениями отмечаются тенденции к лексическим заменам, таким как смешения по внешнему сходству, по функциональной нагрузке, замены в пределах ассоциативного поля. Этим детям не всегда понятны слова с переносным и обобщающим значением, так же отмечается незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения. Слова, которые мы относим к архаизмам, чаще всего не несут для них никакой важной и значимой информации, даже если в процессе познавательной деятельности объяснить их значение.

В настоящее время, ряд специалистов отмечают, что существует прямая связь между зависимостью современных детей от гаджетов и снижением уровня активного и пассивного словаря. Отсутствие необходимости общения в виртуальном мире, умения договариваться, выражать свои мысли и желания приводит к отстранению ребенка от родного языка.

Но русский язык, как и прочие, не останавливается в своем развитии. В процессе общения и взаимодействия, разные народы и культуры, дополняют и обогащают друг друга. А время и технический процесс вносят свою лепту, обогащая словарь словами, используемый на интернет просторах.

Со временем редко употребляемые слова, выходят из общения или приобретают новый смысл. И лишь благодаря пословицам и поговоркам эти слова не забываются, остаются в нашей речи, и возвращают нас к истокам родного языка.

Вопросами ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками занимались: А.П. Усовой, Т.С. Комаровой, А.П. Ильковой, Н.В. Гавриш, О.С. Ушаковой и др.

Русский язык всегда славился своей самобытностью, колоритом, богатством крылатых слов, пословицами, поговорками. Используя пословицы и поговорки в речи, наше общение происходит эмоциональнее и ярче. Использование в повседневной жизни устного народного творчества делает нас мудрее и самобытнее.

К огромному сожалению, современные родители, с их ускоренным темпом жизни, замещают общение с детьми на просмотр телевизора, вместо чтения включают просмотр мультфильма или игры на компьютере, где мелькание кадров не дают возможность детям понять смысл произведения, а отсутствие общения и обсуждения увиденного лишают детей возможности сделать для себя вывод или проанализировать данное произведение.

Наш народ столетиями собирал свое богатство – родную речь, в которой словно драгоценные жемчужины, сверкают народные пословицы и поговорки. В них история нашего народа, его быт, старинные верования, отношения к жизни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они и сегодня звучат так же свежо и современно, как сотни лет назад [4, с. 3-4].

Дать определение понятию «пословица» пытались многие великие люди, в том числе и В.И. Даль, М. И. Снегирев, С.И. Ожигов. Можно изучить определения нескольких авторов, но одно останется неизменным – у всех суть будет одна и та же.

Пословица представляет собой малую формуустного народного творчества, несущую в себе краткое изречение, обобщающую мысль или определенный вывод, иносказание с определенным поучающем значением. Её особенностью является точность и лаконичность информации.

Отличие пословицы от поговорки в том, что пословица является законченным предложением в которойсодержится определенная степень нравоучения, а так же примета или предостережение. Сама по себе поговорка состоит из одной фразы или словосочетания. Пример пословицы: «Семеро одного не ждут». Высказывание «Медвежья услуга» является поговоркой. Смысл поговорки можно легко выразить другой фразой или словосочетанием [6].

Наш практический опыт работы с детьми с ТНР показывает, что до понимания современных детей очень сложно донести смысл данного жанра. В связи с этим, мы пришли к выводу, что при работе в данном направлении необходимо начинать знакомить детей с данным творчеством максимально приближено к современности и окружающей действительности, обязательное использование наглядности и при объяснении пословиц или поговорок использовать слова, которые не являются устаревшими. Несмотря на эти условия необходимо стараться сохранить и передать всю самобытность данного произведения. Потаенный смысл пословиц не всегда бывает понятен для ребенка, в этом случае мы даем детям пословицу, в которой два смысла: один – внешний и доступный для понимания, а второй – внутренний, недоступный, для которого внешний служит только оболочкой. Примером может служить такая пословица, как «Куй железо, пока горячо». Осознана детьми она может быть в более старшем возрасте, а в дошкольном она часто воспринимается только с внешней стороны. [5, с. 7].

Учитывая все вышесказанное, становится понятно, что в данном направлении на педагогов ложится ответственность не только за обогащение речи детей, но и в какой-то степени воспитания родителей, так же приобщая их к глубокому изучению литературы и приобщению к народной мудрости, юмору, творчеству.

Организация работы с детьми в данном направлении требует от педагога и родителей системного подхода, т.к. взрослый занимает ведущую и важнейшую роль посредника, транслирующего культурный опыт нашего народа. В связи с этим, в процессе подбора речевого материала (поговорок или пословиц), рекомендуется опираться на изучаемую лексическую тему.

В работе по данному направлению должны учитываться основные дидактические принципы:

  • принцип доступности
  • принцип от простого к сложному
  • принцип повторения

- принцип наглядности.

Мы предлагаем строить работу на данном направлении в следующей последовательности:

  1. Накопление активного и пассивного словаря по данной теме.
  2. Предварительное объяснение или разбор слов, которые могу быть отнесены к архаизмам.
  3. Знакомство с литературным произведением.
  4. Знакомство с соответствующей иллюстрацией или картинкой.
  5. Знакомство с пословицей или поговоркой.
  6. Создание рисунков (раскрасить раскраску, связанную по смыслу с данным произведением).
  7. Закрепление понимания смысла пословицы или поговорки в домашнем задании по лексической теме (с помощью родителей).
  8. Использование дидактических игр и иллюстративных словарей.
  9. Создание детьми рассказов или сказок по данной пословице (подразумевается совместная творческая деятельность детей и родителей).
  10. Создание педагогом определенных ситуаций для стимулирования детей использовать в речи детей пословицы и поговорки.

Педагоги, используя в работе устное народное творчество, такое как пословицы, поговорки, сказки, присказкии т.д. работают над активизацией речи ребёнка, что способствует её развитию и умению ясно формулировать и высказывать свои мысли. Следует отметить, что пословицы, и поговорки обладают эффективным воздействием, на детей, оказывает воспитательное влияние на развитие морально-нравственных качества личности.

Принесение их в речь повышает у детей интерес и любовь к родному языку, влияет на нравственные качества ребенка, формирует у детей уважение к культуре и истории России.

В пословицах и поговоркахвсегда скрыт тайный смысл. Они раскрывают детям такие качества человека, как: любовь к Родине, трудолюбие, уважение к родителям и забота о них. Используя пословицы и поговорки в повседневной речи, педагог помогает детям понять образ настоящего человека, гражданина великой страны

Литература:

1. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей Т.В. Розе, — Изд-во: ОЛМА Медиа Групп, 2011 2. Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С.Н. Зигуненко, — Изд-во «Астрель», 2014 3. Лопатина А. Скребцова М. Мудрые пословицы в сказках. — Москва: ООО "Алтей-Бук", 2018. — 80 с.- (Моя домашняя школа)

4. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 240 с.: ил. ( «Занимательные уроки»).

5. Увлекательный мир загадок и пословиц: для уроков в начальной школе/авт. Сост. – Г.Н. Сычева. Изд. 2-е, перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 251 с. – (Библиотека учителя).

6. https: //ru. wikipedia. org/wiki/Пословица

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год