Использование пересказа для развития связной речи |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Винокурова Дарья Вадимовна | |||
22.03.2017 00:44 | |||
Использование пересказа для развития связной речи Винокурова Дарья Вадимовна Учитель — логопед МБДОУ №46 Г. Красноярск Дети говорят на том языке, на котором изъясняются окружающие. Иногда взрослые разговаривают с детьми на их детском языке т.е (сюсюкаются). Дети копируют взрослых. С кого им еще брать пример. Они в первую очередь получают всю информацию от взрослого. Думают если взрослый так сказал, значит так правильно. И так со временем неправильные слова закрепляются в речи ребенка. И это потом очень сложно исправить. Если вы хотите развить связанную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями, прежде всего, сами должны говорить правильно, используя все многообразие русского языка. Нужно следить за своей речью. Основной принцип – речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложно-подчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко, образно, а главное правильно.
Это не легко, но если мы хотим получить результат нужно постараться. Необходимо и других членов семьи переключить на такой способ общения. Пересказ с помощью сказок. Развивая связную речь у ребенка, нужно учить ребенка пересказывать короткие сказки и рассказы, которые вы ему прочитали если это маленький ребенок. Нужно начать пересказывать знакомые сказки с несложным сюжетом. В это время у ребенка вырабатывается умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Если ребенок старше и умеет читать, то ему необходимо пересказывать то, что он прочитал. Если ребенок не умеет пересказывать, можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает. Мама начинает рассказывать, начав предложение, замолкает, предлагая ребенку, закончить фразу. «Посадил дед … — «репку». Затем можно переходить к пересказу по вопросам: «Кого позвал дед первым?" – «Бабку» — «После какого героя позвал дед кошку? Кто помог вытянуть репку? Потом усложнить задание: прочитать ребенку сказку и в конце задать вопросы ребенку. Это поможет ребенку вспомнить сказку и частично с помощью вопросов пересказать сказку. Постепенно ребенок сможет пересказать сказку полностью. Детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей. Также перед сном когда укладываете спать ребенка, рассказываете ему сказку. Он учиться у вас, сам потом рассказывает сказки своим игрушкам. Малышу, ещё так мало знающему об окружающем мире и боящемуся его, проще всего знакомиться с ним, вникая в захватывающий сказочный сюжет. Сказка учит тому, что мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Что добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию. Сказка формирует образ положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. Дает пример, каким нужно быть. Пересказ по картинке. Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. По картинкам можно придумать не один десяток вопросов. А также по серии сюжетных картин, где ребенок учиться не только рассказывать, но и учиться соблюдать последовательность сюжета. Сюжетные рассказы – описываем игрушки Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. После того, как ребенок научился описывать игрушки, можно учить его составлять небольшие сюжетные рассказы. Рассказ о событии Рассказ о некоторых событиях из личного опыта. То, что с ребенком произошло сегодня, вчера или на прошлой неделе. Ребенку нужно вспомнить: куда он ходил, что делал, кого видел. Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на улице, празднике». Можно рассказать ребенку пример взрослого. Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным. Ребенок сам пытается рассказать о событии, у него может быть рассказ похожий на взрослого, но это не страшно. Главное, что ребенок рассказывает. Чтение Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка и конечно связной речи. Нужно внимательно выбирать литературу, какую вы читаете ребенку, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу. Обсуждаем прочитанное Прочитали книгу ребенку или ребенок сам прочитал, а затем поговорить о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если ребенок маленький, то и вопросы задавайте самые простые. Если ребенок постарше, то и вопросы более сложнее. Взрослый высказывает свое мнение, иногда оно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверное высказывание и поправить. Чтение – это диалог между книгой и ребенком. Книга — это повод поговорить, обсудить, поразмышлять. Читая книги, вы будете получать удовольствие сами, а самое главное вы будите приучать детей к книгам и развивать детей.
|