Развитие речи старших дошкольников через игры с математическим содержанием |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Колчина Анна Александровна | |||
12.12.2023 16:01 | |||
Развитие речи старших дошкольников через игры с математическим содержанием Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Колосок» Форма проведения: «Вечера для родителей». Номинация: «Индивидуальная работа». Цель: обеспечить понимание родителей о необходимости развитие речи через математические представления у детей в организованной и самостоятельной деятельности. Задачи:
Оборудование:
Повестка дня: 1. Организационный этап. - Вступительная часть. - Психологическая разминка «Приветствие» 2. Основная часть. - Теоретическая часть: «Развитие речи дошкольников средствами математических игр, с пособием «Увлекательная математика» - Практическая часть:
3. . Подведение итога. 4. Разное. 5. Заключение. Ход мероприятия 1. Организационный этап. Вступительная часть. Родители с детьми и воспитателем стоят в кругу. Воспитатель: «Здравствуйте, Уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашей встрече. Приятно, что Вы нашли время, и пришли к нам. Значит, Вы интересуетесь вопросами воспитания и развития своего ребёнка. Сегодня на нашей встрече мы уделим внимание развитию речи через математические игры детей дошкольного возраста, но и обсудим насущные проблемы. Каждый из Вас может задать вопрос. Как можно развивать речь детей через математические игры? На этот вопрос я Вам сегодня и отвечу. Но сначала мы все вместе встанем в кружок. «Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно Говорю тебе «Привет!» Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуй друг, здравствуй друг, Здравствуй весь наш дружный круг.» Воспитатель: а, что бы нашавстреча прошла веселее, давайте поиграем в игру: «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!» Вставайте в круг (игра с мячом)
а) зима, среда, весна, лето, осень; б) один, два, три, круг, четыре, пять; в) плюс, минус, пятница, равно; г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник. 12. Сколько частей в сутках? И т.д. Воспитатель: Молодцы. Хорошее начало нашей встречи. Предлагаю Вам разделиться на 4 команды. А кто, в какую команду попадет, выберем с помощью считалки, которая помогает детям вести честную игру, и, прежде всего, выбрать водящего. Воспитатель: — Кто считалочку начнет, свою речь нам поведет. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы считать. Раз, два, три, Раз, два, три! Вслед за мною повтори: В понедельник, вторник, среду В гости к бабушке поеду, А в четверг и пятницу Санки к дому катятся. За субботой – воскресенье В этот день пекут печенье. Раз, два, три, Раз, два, три! Всю считалку повтори! Воспитатель: Мы с вами разделимся на 4 команды.
(Каждая команда садится за свой стол) 2. Основная часть. Воспитатель: Уважаемые родители. Как же может развиваться речь у ребенка через математические игры? На сегодняшней встрече я Вам расскажу, как в детском саду развиваем речь детей через математические игры. «Мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей является математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности. Однако часто можно услышать, что математика – скучная наука. Но с этими словами можно и не согласиться. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность.» Прошу Ваше внимание на экран. Хочу Вас познакомить с математическим пособием, «Увлекательная математика»: (показ презентации с математическим пособием «Увлекательная математика») Воспитатель: как вы могли заметить, набор «Увлекательная математика» включает в себя множество игровых пособий: счет и сортировка, счетные материалы разной направленности: «Транспорт», «Дикие животные», весы математические, геометрическоезеркало, Гео–планшеты, мозаика PegBoard и «Геометрические фигуры», звенья фигурные, блоки логические, пентамино, танграммы, палочки счетные Геостикс «Юниор», дроби, круги и многое другое. Это пособие есть у нас в группе и дети любят в него играть. Известно, что игра это один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата). Задание 1.Для развития речи ребенка, предлагаю вам, уважаемые родители, самый доступный способ – это развитие речи через математические игры. Но одно условие нашей игры. Вы должны будите рассказать, о том, что у Вас изображено и с помощью каких геометрических фигур Вы составили рисунок. Команда «Умелые ручки», вам предлагаются геопланшеты с резинками и карточки со схемами. Вы можете конструировать при помощи резинок любые предметы по карточке или по своему замыслу. Команда «Творческая мастерская», вам предлагаются палочки «Геостикс» и карточки. Можно конструировать по карточке или по своему замыслу. Команда «Развивайка», вам предлагаем «Фигурные звенья» с карточками. Здесь три варианта игры: «Собери по схеме», «Продолжи ряд», «Вставь недостающий элемент». Команда «Волшебники», вам предлагаем зеркало, плитки различной геометрической формы и карточки. По карточкам можно строить различные изображения, меняя угол расположения зеркал. (После игры команды меняются местами. Каждая команда играет поочередно с четырьмя игровыми пособиями.) Воспитатель: На Ваш взгляд, какие математические игры развивают у детей речь? (Ответы родителей) Воспитатель: А вот как описана математика в цитатах великих людей: Математика — это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей) Математика – один из видов искусства. (Н. Винер) Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению. (В. Каверин) Из высказываний учёных мы узнали, что математика включает в себя и природу, и искусство, недаром её называют царицей наук. Воспитатель: Сейчас я Вам предлагаю игру на внимание написать графический диктант на планшете из пособия. Выполняя задания, дети приобретают нужные графические навыки, учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Графические диктанты не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и формируют пространственное мышление. В процессе усвоения навыка письма по клеточкам под диктовку дети становиться более усидчивыми, прилежными, самостоятельными, уверенными в своих силах. А эти качества необходимы для успешного обучения в школе. Письмо под диктовку очень нравится ребятам, поскольку присутствует сюрпризный момент – малыши не знают заранее, какойрисунок должен получиться. Задание2 Графическими диктантами можно заниматься в дороге, в парке, на пляже, на даче. Это несколько разнообразит ежедневные игры и занятия. Различные графические диктанты пользуются особой популярностью у детей в возрасте 5-10 лет. Кроме того, что графические диктанты полезны, они еще и очень увлекают детей. Также их можно сделать общим семейным занятием – меняться ролями с ребенком, устраивать соревнования. А можно расширить задание: раскрась рисунок, вспомни стихотворение, отгадай загадку об этом объекте и т.п. Задание3. Сейчас уважаемые родители я предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки с цифрами или со счётом. Какая команда называет пословицу или поговорку с числом получает фишку. Один - Один в поле не воин. - Один с сошкой, а семеро с ложкой. - Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине. - Одна пчела немного меду натаскает. - Одно дерево срубишь — десять посади. - Одной рукой в ладоши не хлопнешь. - Одна правда на свете живет. - Один раз не в счет. -Один в море — не рыбак. - Одна рука узла не вяжет. - Один пашет, а семеро руками машут. - Одна голова на плечах. - Одна нога тут, другая — там. - Одна мудрая голова ста голов стоит. - Одна пчела лучше, чем рой мух. - Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. - На одном месте и камень мхом зарастает. - Одно сегодня лучше двух завтра. - От одного слова да навек ссора. Два - Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости. - Два сапога -пара. - Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался. - Как две капли воды. - Кто скоро помог, тот дважды помог. - Лентяй дважды работает. - Между двух огней. - На два слова. - На два фронт. - Не может связать двух слов. - Ни два, ни полтора. - Одна голова — хорошо, а две — лучше. - От горшка два вершка. - Палка о двух концах. - Сидеть меж двух стульев. - Скупой платит дважды. - Убить двух зайцев. Три Хвастуну цена — три копейки. Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научться лени — только три дня. Заблудиться в трех соснах. Из третьих уст, из третьих рук. От горшка три вершка. С три короба. Третьего дня. Позавчера. Обещенного три года ждут. Плакать в три ручья. Три бабы — базар, а семь- ярмарка. Согнуться в три погибели. Трое осудят, десятеро рассудят. Друг рядом лучше, чем три вдалеке. Четыре Без четырех углов изба не рубится. Без троицы дом не строится, без четырех углов изба не становится. Конь о четырех ногах, да и то спотыкается. На все четыре стороны. Жить в четырех стенах. Четыре полы, а бока голы. Четыре страны света на четырех морях положены. Четыре угла дому на строение, четыре времени году на совершение. Пять Как свои пять пальцев. Пятое колесо в телеге. Пятеро волов одной сохой пашут. У него шесть хитростей и пять обманов. Один улей -улей, а пять — пасека. С пятого на десятое. Пятерым просторно, а двоим тесно. Шесть Шестое чувство. Три волосинки в шесть рядов уложены. Нельзя быть шести пядей во лбу. Вшестером пойдем — далеко уйдем. Семь Семь пятниц на неделе. Семеро по лавкам. Семь верст до небес и все лесом. У семи нянек дите без глазу. Семь раз поели, а за столом не сидели. Семеро одного не ждут. У одной овечки семь пастухов. Семь бед — один ответ. Семь пядей во лбу. Семь раз отмерь — один раз отрежь. Для любимого дружка семь верст не околица. Тайна за семью печатями. Семь потов соло. Восемь Весна да осень — на дню погод восемь. Осень — перемена восемь. Восьмое чудо света. Девять Девять жизней у кошки. За тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) царстве. Десять В десятку. Десять знающих не стоят одного, который дело делает. Лучше десять виновных простить, чем одного невиновного наказать. Не робкого десятка. Ноль Ноль без палочки, ноль внимания. Абсолютный нуль, круглый ноль. Сводить к нулю, свести к нулю. Ничего не возникает из ничего. Ничего не ново под луной. Даром ничего не дается. Задание 4. Какие вы знаете сказки где есть числа. За правильный ответ команда получает фишку. Задание 5. Загадки для детей 1. В класс вошла Марина, А за ней — Ирина, А потом пришел Игнат. Сколько стало всех ребят? (3) 2. Я рисую кошкин дом: Три окошка, дверь с крыльцом. Наверху еще окно, Чтобы не было темно. Посчитай окошки В домике у кошки. (4 окна) 3. Подогрела чайка чайник, Пригласила девять чаек, «Приходите все на чай!» Сколько чаек, отвечай! (9 чаек) 4. Под кустами у реки Жили майские жуки: Дочка, сын, отец и мать. Кто их может сосчитать? (4 жука) 5. В снег упал Серёжка, А за ним Алешка. А за ним Иринка, А за ней Маринка. А потом упал Игнат. Сколько было всех ребят? (5 ребят) 6. Как под ёлкой встали в круг Зайка, белка и барсук, Встали ёжик и енот, Лось, кабан, лиса и кот. А последним встал медведь, Сколько всех зверей? Ответь! (10 зверей) 7. Три зайчонка, пять ежат Ходят вместе в детский сад. Посчитать мы вас попросим, Сколько малышей в саду? (8 малышей) 8. Раз к зайчонку на обед Прискакал дружок-сосед. На пенёк зайчата сели И по пять морковок съели. Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок? (10 морковок) Воспитатель: Обратите внимание, что детям нравится заниматься математикой. Задания математического характера не вызывают у детей страха при неудачах, особых затруднений. Математический материал даётся так, чтобы он вызывал у детей интерес, любознательность, превратился в занимательную науку. Чаще играйте со своими детьми, передавайте им свой опыт, может быть тогда и у вашего ребенка появятся счастливые секреты и радость настоящей детской дружбы. 3. Подведение итога- вручение памяток. 4. Разное. 5. Заключение: Уважаемые родители! Математические игры — это хороший материал для развития речи у детей. Чаще играйте со своими детьми, передавайте им свой опыт, может быть тогда и у вашего ребенка появятся счастливые секреты и радость настоящей детской дружбы. Было приятно встретиться с вами. Надеюсь, что сегодня встреча прошла с пользой для Вас! Спасибо вам за ваше активное участие. Все молодцы. Удачи вам в воспитании ваших детей.
Список литературы
|