Создание ситуации выбора как одно из педагогических условий развития речи детей раннего возраста. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Афанасьева Светлана Алексеевна | |||
27.11.2023 08:46 | |||
Создание ситуации выбора как одно из педагогических условий развития речи детей раннего возраста. Аннотация: Создание ситуации выбора способствует развитию самовыражения ребёнка, переходу от первичного состояния к новому, более качественному. Что же такое ситуация выбора? Основная идея — показать вам, как возможно постоянно создавать условия выбора для воспитанников во время их нахождения в детском саду. Моя задача как воспитателя – подготовить детей к принятию самостоятельных решений как в настоящем, так и в будущем, обогащая опыт, включая ситуации сопереживания, сотворчества, содружества, сотрудничества, проблемные и т.д. Активная позиция личности предполагает свободу выбора содержания, форм учебной деятельности и ответственность за произведённый выбор.
Предлагаю некоторые приёмы, которые применяю в своей образовательной деятельности для создания ситуации выбора в различных видах детской деятельности с дошкольниками раннего возраста для развития речи. Актуальность Процесс выбора включает в себя позицию деятеля: ребенок изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в раннем возрасте. Ребенок, приходя в детский сад, имеет уже минимальный ценностный опыт, в котором выделяются свои интересы и предпочтения; операциональный опыт, включающий в себя разнообразные умения действовать в конкретных ситуациях; опыт сотрудничества с окружающими людьми; опыт рефлексии, связанный с самооценкой своих отдельных действий, своих поступков. Таким образом, в опыте детей 2-3 лет имеются необходимые предпосылки для включения их в различные ситуации выбора. Организация ситуаций выбора, опираясь на уровень речевого развития детей раннего возраста, оказывается весьма актуальной. Работа по осмыслению значимости включения ситуаций выбора в образовательный процесс соответственно должна проводиться и с родителями детей и с педагогами, работающими в группе. Включая ситуации выбора в образовательный процесс важно помочь детям отработать алгоритм действия в них:
Вначале я веду наблюдение за детьми, чтобы выявить имеющийся опыт детей, присутствие в их жизни ситуаций выбора, фиксирую отношение к ситуации выбора детей, как дети анализируют, размышляют, что выбирают, доводят ли начатое до конца. Наблюдения помогают организовать работу с детьми в дальнейшем. На протяжении всего периода обучения и воспитания ребенка в группе мною проводятся наблюдения, где фиксируется:
Речевое развитие детей третьего года жизни проводится по направлениям: обогащение активного словаря ребенка; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи. Формы работы по видам образовательной деятельности:
В ходе режимных моментов, например, одевание на прогулку детям предоставляется возможность выбора самостоятельно одеваться и застегиваться или попросить о помощи (отрабатывать умение обратиться за помощью), проговаривание последовательности одевания и раздевания (можно спросить у детей, что будет, если одеть не в той последовательности?; можно ли сначала снять штаны, а потом куртку? и тд).
В организованной деятельности педагога и детей, наиболее подходящими являются сюжетно- ролевые игры. Для развития сюжетно- ролевой игры «К нам гости пришли», в которой дети устроили чаепитие для кукол, я предложила выбрать из «книги рецептов» подходящие блюда. Задала наводящие вопросы детям: «Какими блюдами будем угощать?»; «Что для этого нужно?»; «Где можно приобрести продукты?». Необходимые продукты было решено купить в магазине. Для этого нам потребовался продавец. Проявив инициативу, роль продавца взяла на себя Валерия. Закупив все необходимы продукты, дети вернулись на «кухню», инициативу быть поваром взял на себя Илья, остальные ему помогали. Сварив кашу, дети накрыли на стол и принялись кормить кукол. Игра продолжилась и без участия педагога.
В группе очень часто между детьми складывается конфликтная ситуация: кому достанется та или иная игрушка? Я успокаиваю детей и предлагаю разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много». (Создание проблемной ситуации) Мы обсуждаем с ребятами различные варианты разрешения конфликтной ситуации.
Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации, предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести свое решение с решением других, а подчас и усомниться в правильности своего первого предложения. «Предложений много, — говорит педагог, — на каком остановимся?». Дети размышляют, ищут нужное решение, и педагог в ненавязчивой форме подсказывает им выход, делая его наиболее привлекательным. Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для ребенка раннего возраста сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно — проблематично. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить. Дети понимают, что для сохранения отношений очень важно уметь поделиться тем, что имеешь. Ведь дружба — это взаимный интерес, а также обоюдное проявление доброты, внимания и заботы. Поступая нелицеприятным образом, вряд ли можно рассчитывать на дружеское отношение. С другой стороны, важно понять, почему человек поступает так, а не иначе, что для него имеет первостепенную значимость.? С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и определить выход из создавшейся ситуации. Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой необходимо погасить конфликт: жить дружно, чувствовать себя свободно, никого не обижать и др. Во-вторых (и это самое сложное), надо найти компромисс между свое «хочу» ( «Что я хочу сделать?») и чужим «хочу» ( «Что хочет сделать другой?»). В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения противоположных «хочу» следует искать пути договоренности. В-третьих, ребенок учится аргументировать свое «хочу» ( «Почему мне необходимо добиться своего?») и пытается сформулировать точку зрения другого ( «Почему другой настаивает на своем?»). -совместная деятельность с семьей: Участие в акциях, например, «Варежка добра», предполагает деятельность всех участников образовательного процесса: педагога, детей, родителей. 1. Задание для Воспитателя: Задача педагога смотивировать детей на участие в важной социальной акции. Для этого я использую формы работы, методы и приемы. Например, загадки: Мягкие лапки, а в них царапки (КОШКА). Не мяукаю, а лаю. В дом чужих я не пускаю (СОБАКА). - Кто это? - Где живут домашние животные? - Что делать, если они оказались одни? - Как мы можем помочь? - Что будет с животными из приюта, если мы не поможем? 2. Задание для Ребёнка: Ситуация выбора: помочь или не принимать участия. Высказывают предположения каким образом можно помочь. 3. Задание для Родителя: Родители и педагоги могут совместно запланировать активное участие в акции, обсудить условия, учитывая возможности, интересы и потребности ребенка. Вместе обсуждать цели и ожидания; выбрать варианты ситуаций выбора из предложенных детьми или составить свой. Такой подход позволяет создать более эффективные и индивидуальные образовательные программы для каждого ребенка. Для развития речи используются разнообразные средства:
Поскольку внимание детей третьего года жизни еще не устойчивое, используются игровые приемы, наглядность, художественное слово, продумана активизация детей в ходе деятельности. При этом необходимо учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. В процессе деятельности дети располагаются за столами, на ковре, на стульчиках, подгруппой около воспитателя; могут свободно перемещаться по группе. В ходе разнообразной деятельности в течении всего дня следует вовлекать ребенка в действие с игрушками и другими предметами, поощрять активность в подражании взрослому, развивать интерес к стихотворениям, песням и сказкам, движениям, к рассматриванию картинок, вызывать эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства, побуждать детей проявлять настойчивость в достижении результата в своих действиях. Важную роль в развитии коммуникативных навыков и умений играет организация пространства общения. Умело организованная окружающая среда более чем на 50% снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого. Дети быстро адаптируются в коллективе сверстников. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Такая деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребенку проявить любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного и в ситуации выбора находить правильное решение. Обучение родному языку должно быть осознанным и осмысленным. В основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой действительности. Таким образом, практическая реализация системы работы по созданию ситуации выбора в разных видах деятельности для развития речи у детей раннего возраста способствует способствует:
Когда мы видим в глазах детей радость, благодарность, то получаем энергетический заряд для дальнейшей работы с малышами.
|