Эффективные технологии формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Волкова Полина Владимировна | |||
23.11.2023 06:24 | |||
Эффективные технологии формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй и связная речь. При осложненных формах ОНР, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова. Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым мы, логопеды, сталкиваемся все чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа и синтеза, письма и чтения. Виды нарушении слоговой структуры у детей:
Вариации ошибок разнообразны: от незначительных затруднений в воспроизведении многосложных слов в спонтанной речи до невозможности повторения ребенком двухсложных и трехсложных слов без стечения согласных с использованием наглядной опоры. Таким образом, преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение числа слогов, уподобление слогов другдругу, сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционнойсферы. Причины нарушений слоговой структуры слова. Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от:
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им самостоятельно успешно овладеть грамотой в школе.
У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.
От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений или несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с ОНР.
Для всех детей с ТНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности, выражающаяся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса, скрытые гиперкинезы.
Особенно трудным для детей с общим недоразвитием речи представляется умение последовательно и связно отображать в речи те или иные события. У детей наблюдается несформированность навыков планирования и программирования речевого сообщения. Дети не способны к последовательной обработке информации, что вызывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов, соединения слов в словосочетания, построения последовательного логического высказывания. Методика коррекции слоговой структуры слова включает в себя два этапа: подготовительный и основной. I. Подготовительный этап. На данном осуществляется формирование предпосылок развития слоговой структуры слова. По данным последних исследований развитие слоговой структуры слова во многом зависит от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации и временных представлений. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова. II. Основной этап. На данном этапе мы продолжаем работу над развитием пространственно-временных представлений, ритмической и динамическойдеятельности и добавляем работу непосредственно над развитием слоговой структуры слова и проговариванием слов доступного класса. Также, параллельно на подготовительном и основном этапе ведетсяработа по развитию дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, развитие грамматической и лексической стороны речи и связной речи. I. Подготовительный этап Игры на формирование пространственных представлений у детей с ТНР Пространственные представления включают в себя ориентировку в схеме собственного тела, ориентировку в трехмерном и двухмерном пространстве. 1. Игра «У котенка» Цель: развитие умений ориентироваться в собственном теле и лежащей напротив игрушке. Ход игры. Сначала логопед просит ребенка показать, где у него правая рука, левая нога, правое ухо, левый глаз и т.д. Далее ребенку необходимо показать те же части тела, только у игрушки. 2. Игра «Покажи» Цель: развитие умений ориентироваться в собственном теле. Ход игры. Логопед просит ребенка показать правой рукой левую ногу, правый бок левой рукой, левой рукой правое ухо, правую ногу левой рукой и т.д. 3. Игра «Колокольчик» Цель: развитие умения ориентироваться в трехмерном пространстве. Ход игры. Ребенок сидит на стуле. На начальном этапе глаза могут быть открыты, для усложнения задания можно закрыть глаза. Логопед звенит в колокольчик, держит его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Ребенку необходимо правильно сказать, где звенит колокольчик. 4. Игра «Грузовичок» Цель: развитие умения ориентироваться в трехмерном пространстве. Ход игры. Логопед рассказывает ребенку, что сейчас он будет грузовичком, который везет груз на стройку. Но, чтобы доехать до стройки, нужно внимательно слушать и выполнять инструкции. Логопед задает направление движения «грузовичка», например: грузовичок едет вперед. Стоп. Налево. Стоп. Назад. Стоп. И т.д. 5. Игра «В домике у куклы» Цель: развитие умения ориентироваться в трехмерном пространстве. Ход игры. Дети по инструкции логопеда ставят куклу: на стул, перед диваном, под стол, за шкаф и т.д. 6. Игра «Загадочный рисунок» Цель: развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве. Ход игры. Логопед говори ребенку, что мы будем сегодня рисовать не простой рисунок, а загадочный. Для этого ребенку необходимо внимательно слушать и правильно выполнять задания. Ребенку предлагаются следующие задания: 'Поставь в центре листа точку, нарисуй слева крестик, проведи в нижнем правом углу волну и т.д. 7. Игра «Нарисуй-ка» Цель: развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве. Ход игры. Логопед предлагает ребенку нарисовать: в центре листа нарисовать круг, треугольник справа от круга, квадрат слева от круга, овал под кругом, треугольник в квадрате и т.д. Игры и упражнения для формирования ритмических структур у детей с ТНР на занятиях с логопедом 1. Игра «Веселые ритмы» Цель: развитие чувства ритма. Ход игры: необходимо выкладывать определенную последовательность, в зависимости от этапа работы и уровня развития ребенка (1: 1, 1:2, 1:3, 1: 2: 3 и др.). 2. Игра «Веселые картинки» Цель: развитие чувства ритма. Ход игры. Логопед предлагает ребенку рассмотреть определенный ритмический рисунок, который выложен на столе в виде картинок. Ребенку необходимо проанализировать его и прохлопать или простучать данный ритмический рисунок. Сначала логопед предлагает простые ритмические рисунки в виде изображений звездочек, геометрических фигур, животных и т.д. Нужно объяснить ребенку, что большие расстояния между предметами обозначают паузы. 3. Игра «Послушай и сосчитай» Цель: развитие чувства ритма. Ход игры. Логопед отстукивает или отхлопывает ритмический рисунок. Задача ребенка состоит в том, чтобы внимательно послушать и определить количество ударов. После того, как ребенок определил количество ударов, он выкладывает на столе нужное количество фигурок. 4. Игра «Хлоп-топ» Цель: развитие чувства ритма. Ход игры. Логопед демонстрирует ритмический рисунок, в котором чередуются хлопки и удары ногой. Например: «хлопок-притоп-хлопок». Задача ребенка состоит в том, чтобы внимательно послушать, запомнить и повторить ритмический рисунок. II. Основной этап Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР на занятиях с логопедом 1. Игра «Повторяй за мной» Цель: развитие умения четко произносить изолированные гласные звуки. Ход игры. Дети повторяют пары, тройки и большое количество звуков. Примеры слогов: А – О А – О – И А – У – О – И А – И И – А – У У –А – Э – И И – О О – И – Ы А – О – И – Ы Ы – А У – Э – А У – Ы – Э – А У – Э Э – Ы – О Э – У –Ы – О 2. Игра «Внимательные ушки» Цель: развитие умения регулировать высоту, громкость, силу голоса и темп произношения. Ход игры. Дети произносят ряд гласных: плавно, на одном выдохе; громко, тише, шепотом; со сменой высоты голоса; с разной скоростью. 3. Игра «Хитрые звуки» Цель: развитие умения четко произносить изолированные гласные звуки. Ход игры. Детям необходимо повторить звук «У» столько раз, сколько точек на кубике. Произнести столько раз звук «А», сколько раз логопед хлопнет в ладоши. 4. Игра «Колечки» Цель: развитие умения произносить прямые и обратные слоги. Ход игры. Детям необходимо надевать колечки на пальцы с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое колечко один слог). Цепочка слогов: МА-МО-МУ-МЫ-МЭ. Подтверждая важность данной темы следует сказать о том, что своевременное овладение правильной речью является главным фактором для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова лежит в основе овладения грамотой и успешного обучения ребёнка в школе.
|