Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Эффективные технологии формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР
Развитие речи у детей
Автор: Волкова Полина Владимировна   
23.11.2023 06:24

Эффективные технологии формирования слоговой структуры слова у детей с ТНРЭффективные технологии формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй и связная речь. При осложненных формах ОНР, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова.

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым мы, логопеды, сталкиваемся все чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа и синтеза, письма и чтения.

Виды нарушении слоговой структуры у детей:

  1. Элизия − сокращения, пропуск слогов (гусица – гусеница, сезика – снежинка, чепаха – черепаха);
  2. Итерация − увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной (чемодан – чиманадан, кузенечик – кузнечик, волочата – волчата);
  3. Антиципация − уподобление одного слога другому (бебемот – бегемот, космомат – космонавт, бабажан – баклажан),
  4. Отдельные перестановки слогов и звуков (малоток – маталок, тамалок);
  5. Сокращение стечений согласных звуков (тыка – тыква, катус – кактус, футы – фрукты);
  6. Персеверция – настойчивое воспроизведение, повтор: (били…били…билитекарь – библиотекарь);
  7. Контаминация – смешение частей слов (в скорюле – в кострюле, в сковородке);
  8. Искажение многосложного слогового состава незнакомого слова (водопорочик – водопроводчик, регучик – регулировщик).

Вариации ошибок разнообразны: от незначительных затруднений в воспроизведении многосложных слов в спонтанной речи до невозможности повторения ребенком двухсложных и трехсложных слов без стечения согласных с использованием наглядной опоры.

Скачать конспект

Таким образом, преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение числа слогов, уподобление слогов другдругу, сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционнойсферы.

Причины нарушений слоговой структуры слова.

Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от:

  • недостаточного развития фонематического восприятия;

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность

к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им самостоятельно успешно овладеть грамотой в школе.

  • недостаточности артикуляционных возможностей;

У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.

  • сниженного уровня развития оптико-пространственной организации;

От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений или несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с ОНР.

  • несформированности ритмической и динамической организации движений;

Для всех детей с ТНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание.

На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности, выражающаяся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса, скрытые гиперкинезы.

  • неспособности к серийно-последовательной обработке информации;

Особенно трудным для детей с общим недоразвитием речи представляется умение последовательно и связно отображать в речи те или иные события. У детей наблюдается несформированность навыков планирования и программирования речевого сообщения. Дети не способны к последовательной обработке информации, что вызывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов, соединения слов в словосочетания, построения последовательного логического высказывания.

Методика коррекции слоговой структуры слова включает в себя два этапа: подготовительный и основной.

I. Подготовительный этап.

На данном осуществляется формирование предпосылок развития слоговой структуры слова. По данным последних исследований развитие слоговой структуры слова во многом зависит от особенностей развития

неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации и временных представлений.

Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

II. Основной этап.

На данном этапе мы продолжаем работу над развитием пространственно-временных представлений, ритмической и динамическойдеятельности и добавляем работу непосредственно над развитием слоговой структуры слова и проговариванием слов доступного класса.

Также, параллельно на подготовительном и основном этапе ведетсяработа по развитию дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, развитие грамматической и лексической стороны речи и связной речи.

I. Подготовительный этап

Игры на формирование пространственных представлений у детей с ТНР

Пространственные представления включают в себя ориентировку в схеме собственного тела, ориентировку в трехмерном и двухмерном пространстве.

1. Игра «У котенка»

Цель: развитие умений ориентироваться в собственном теле и лежащей напротив игрушке.

Ход игры. Сначала логопед просит ребенка показать, где у него правая рука, левая нога, правое ухо, левый глаз и т.д. Далее ребенку необходимо показать те же части тела, только у игрушки.

2. Игра «Покажи»

Цель: развитие умений ориентироваться в собственном теле.

Ход игры. Логопед просит ребенка показать правой рукой левую ногу, правый бок левой рукой, левой рукой правое ухо, правую ногу левой рукой и т.д.

3. Игра «Колокольчик»

Цель: развитие умения ориентироваться в трехмерном пространстве.

Ход игры. Ребенок сидит на стуле. На начальном этапе глаза могут быть открыты, для усложнения задания можно закрыть глаза.

Логопед звенит в колокольчик, держит его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Ребенку необходимо правильно сказать, где звенит колокольчик.

4. Игра «Грузовичок»

Цель: развитие умения ориентироваться в трехмерном пространстве.

Ход игры. Логопед рассказывает ребенку, что сейчас он будет грузовичком, который везет груз на стройку. Но, чтобы доехать до стройки, нужно внимательно слушать и выполнять инструкции. Логопед задает направление движения «грузовичка», например: грузовичок едет вперед. Стоп. Налево. Стоп. Назад. Стоп. И т.д.

5. Игра «В домике у куклы»

Цель: развитие умения ориентироваться в трехмерном пространстве.

Ход игры. Дети по инструкции логопеда ставят куклу: на стул, перед диваном, под стол, за шкаф и т.д.

6. Игра «Загадочный рисунок»

Цель: развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве.

Ход игры. Логопед говори ребенку, что мы будем сегодня рисовать не простой рисунок, а загадочный. Для этого ребенку необходимо внимательно слушать и правильно выполнять задания. Ребенку предлагаются следующие задания: 'Поставь в центре листа точку, нарисуй слева крестик, проведи в нижнем правом углу волну и т.д.

7. Игра «Нарисуй-ка»

Цель: развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве.

Ход игры. Логопед предлагает ребенку нарисовать: в центре листа нарисовать круг, треугольник справа от круга, квадрат слева от круга, овал под кругом, треугольник в квадрате и т.д.

Игры и упражнения для формирования ритмических структур у детей с ТНР на занятиях с логопедом

1. Игра «Веселые ритмы»

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры: необходимо выкладывать определенную последовательность, в зависимости от этапа работы и уровня развития ребенка (1: 1, 1:2, 1:3, 1: 2: 3 и др.).

2. Игра «Веселые картинки»

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры. Логопед предлагает ребенку рассмотреть определенный ритмический рисунок, который выложен на столе в виде картинок. Ребенку необходимо проанализировать его и прохлопать или простучать данный ритмический рисунок. Сначала логопед предлагает простые ритмические рисунки в виде изображений звездочек, геометрических фигур, животных и т.д. Нужно объяснить ребенку, что большие расстояния между предметами обозначают паузы.

3. Игра «Послушай и сосчитай»

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры. Логопед отстукивает или отхлопывает ритмический рисунок. Задача ребенка состоит в том, чтобы внимательно послушать и определить количество ударов. После того, как ребенок определил количество ударов, он выкладывает на столе нужное количество фигурок.

4. Игра «Хлоп-топ»

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры. Логопед демонстрирует ритмический рисунок, в котором чередуются хлопки и удары ногой. Например: «хлопок-притоп-хлопок». Задача ребенка состоит в том, чтобы внимательно послушать, запомнить и повторить ритмический рисунок.

II. Основной этап

Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР на занятиях с логопедом

1. Игра «Повторяй за мной»

Цель: развитие умения четко произносить изолированные гласные звуки.

Ход игры. Дети повторяют пары, тройки и большое количество звуков. Примеры слогов:

А – О А – О – И А – У – О – И

А – И И – А – У У –А – Э – И

И – О О – И – Ы А – О – И – Ы

Ы – А У – Э – А У – Ы – Э – А

У – Э Э – Ы – О Э – У –Ы – О

2. Игра «Внимательные ушки»

Цель: развитие умения регулировать высоту, громкость, силу голоса и темп произношения.

Ход игры. Дети произносят ряд гласных: плавно, на одном выдохе; громко, тише, шепотом; со сменой высоты голоса; с разной скоростью.

3. Игра «Хитрые звуки»

Цель: развитие умения четко произносить изолированные гласные звуки.

Ход игры. Детям необходимо повторить звук «У» столько раз, сколько точек на кубике. Произнести столько раз звук «А», сколько раз логопед хлопнет в ладоши.

4. Игра «Колечки»

Цель: развитие умения произносить прямые и обратные слоги.

Ход игры. Детям необходимо надевать колечки на пальцы с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое колечко один слог). Цепочка слогов: МА-МО-МУ-МЫ-МЭ.

Подтверждая важность данной темы следует сказать о том, что своевременное овладение правильной речью является главным фактором для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова лежит в основе овладения грамотой и успешного обучения ребёнка в школе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год