Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста «Заколдованное солнце» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Юркина Евгения Александровна Лукина Ирина Сергеевна | |||
22.11.2023 20:27 | |||
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста «Заколдованное солнце» Актуальность. В современных условиях основной задачей дошкольного образования является подготовка к школе. Детям, не имеющим соответствующего речевого развития в дошкольном возрасте, будет очень трудно догонять; В дальнейшем этот разрыв в развитии влияет на их дальнейшее развитие. Своевременное и всестороннее формирование речевых способностей у детей дошкольного возраста является основным условием нормального развития и последующего успешного обучения в школе. Цель. Развитие коммуникативной активности дошкольников. Способствовать развитию наглядно-образного, логического мышления; памяти, воображения детей. Активизировать словарный запас детей, развивать речь. Задачи. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество. детей.
Обогащать словарь детей. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. Развивать творческое мышление, память, внимание. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками. Оборудование. Игрушка Медведь; Магнитная доска; картинки: лиса, яблоко, кролик, кузнечик, хомяк; солнышко с лучиками; карточки с заданиями; сундучок; Ход НОД. Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей к нам пришло в гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом. Станем рядышком, по кругу Скажем «Здравствуйте!» друг другу Нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!» Если каждый улыбнется – Утро доброе начнется. -Доброе утро!!! Прежде чем приступить к занятию, нам необходимо вспомнить правило. Каждый день, всегда, везде Во время игры, Мы говорим громко, ясно, Мы никуда не спешим. Если хочешь ответить, не шуми. Просто подними руку. Дети садятся на стульчики полукругом. Воспитатель подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда». Дети выдвигают версии ответов. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости» Воспитатель. У нас сегодня тоже замечательный гость, но прежде чем он появится, давайте попробуем угадать, кто это. Послушайте викторину. Летом он ходит без дорог Около сосен и берез, А зимой спит в берлоге, Нос прячет от мороза. Он спит зимой в берлоге, Под гигантской сосной, А когда приходит весна, Он просыпается ото сна. (Медведь) Воспитатель: Да это медведь, но необычный, а сказочный. Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Это Михаил Потапович. Поздоровайтесь с ним. Как вы думаете, каким образом он у нас появился? Дети. Пришел. Воспитатель. Как еще он мог появиться у нас? Дети. Мог прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и.т. д. Воспитатель. Если Медведь прилетел, то на чем он мог это сделать? Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле... Воспитатель. Михаил Потапович сказал, что он пришел к нам не просто так, а за помощью. Правда в том, что в сказочном королевстве злая ведьма заколдовала солнце и разбросала его лучи в разные стороны. Солнце стало печальным и больше не может согревать своими лучами жителей королевства. Михаил Потапович и все жители его сказки просят помочь вернуть лучи солнца. Злая ведьма оставила после себя сундук, полный пятен; Если мы сможем выполнить каждую задачу, лучи вернутся на свое место. Вы готовы помочь? Дети. Да! Воспитатель: Он достаёт из сундука первую миссию. Придумайте головоломку. Ребята, картинки с изображениями предметов, по которым нужно найти пазлы, и схемы помогут вам составить пазлы. Воспитатель вешает одну из табличек с макетом плана рассказа и предлагает детям составить ребус. Учитель записывает все символические значения на левой стороне доски и рисует предметы на правой стороне доски. Что это? Какой он по цвету? Что бывает таким же? Какая особенность? Что бывает таким же? Где растет или живет? Что бывает таким же? Воспитатель. Итак, мы все вместе собрали пазл. Помогите Михаилу Потаповичу запомнить, повторить, опираясь на схему, вставляя дефис «А не» между строками правого и левого столбцов. Воспитатель. Друзья, мы выполнили первую миссию и первый луч света вернулся на свое место. Учитель достает из сундучка второе задание. Второй квест называется «Волшебный пояс». Перед вашими глазами карты с разными изображениями, включая одну скрытую карту. Вам предстоит с помощью вопросов угадать нужное изображение, ответ может быть только «да» или «нет». Воспитатель: Молодцы. Мытожесправилисьсэтойзадачей, иещеодинскатвернулся насвоеместо. Похоже, гостямоченьпонравилось, как высправилисьсзаданием. Преподавательснимаетсвастретьюзадачу, новамнужноотдохнутьпередчтениемследующейзадачи. Физкультурная минутка: «Во дворе растет подснежник» Во дворе растет подснежник Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх) Рядом, с ним, другой похожий, К солнцу тянется, он тоже. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх) Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга! Несколько кругов вперед, А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперед и назад) Отдохнули мы чудесно, И пора нам сесть на место (Дети садятся) Воспитатель: Мы немного отдохнули и можем продолжать выполнять задания. Следующее задание такое: «Объяснялка» На столе разложены картинки, детям необходимо установить их последовательность и составить по ним рассказ. Воспитатель: Мы с легкостью справились с данной задачей и восстановили недостающую деталь. Давайте разберемся, какое мероприятие приготовил для нас загадочный медведь. Мы с Колдуньей, прочитав сказку «Колобок», решили дать ей новое направление. Теперь наша задача заключается в том, чтобы вернуть все элементы сказки на свои места. Слушайте внимательно и не стесняйтесь поправить меня, если я допущу ошибки. Воспитатель: — Жили – были Дед и Баба, и решили они испечь Рогалик: Дети: — Не Рогалик, а Колобок. Воспитатель: Ах, да Колобка. Спекли и оставили его на столе остывать. Дети: Не на столе, а на окошке. Воспитатель: Правильно. Колобок лежал, лежал и ускакал. Дети: Не ускакал, а укатился. Воспитатель: Катится он по полю, катится... Дети: Нет не по полю, а по дорожке. Воспитатель: Катится он по дорожке, а на встречу ему змея... Дети: Не змея, а зайчик. Воспитатель: Зайчик и говорит: «Колобок, колобок пойдем гулять..». Дети: Не гулять, а «я тебя съем». Воспитатель: а Колобок ответил, «не ешь меня я тебе песенку спою.. И укатился дальше по дорожке. Попалась ему на встречу лиса, которая плохо видела..» Дети: нет, она плохо слышала.. Воспитатель: Ребятишки мы с вами сказку исправили, теперь все возвращается на свои места и еще один лучик вернулся в свое положение. Ребятишки посмотрите, мы справились с этим заданием и ещё один лучик воссоединился со своим местом. Давайте взглянем в сокровищницу и узнаем, не хранится ли там еще одно задание. Молодцы, ребята, мы успешно справились со всеми заданиями. Бросим взгляд на солнце – все его лучики на месте, оно исполнено радости и веселья. Это значит, что в сказочном королевстве наступит веселое время. Солнце будет согревать его жителей и всю живую природу на земле. Михаил Потапович глубоко благодарен вам за вашу помощь. Он собирается вернуться в свое королевство и рассказать всем, что вы – группа умных и талантливых ребят, которые справились со всеми испытаниями коварной колдуньи и вернули лучи солнца. Давайте вспомним, какие задания мы выполняли сегодня. Список использованных источников
|