Методическая разработка на тему: «Дидактические игры для дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Найш Ирина Петровна | |||
08.11.2023 19:56 | |||
Методическая разработка на тему: «Дидактические игры для дошкольников» «Добавь слово». Цель: Закрепление использования предлогов — наречий: справа, слева, впереди, позади Воспитатель называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова: справа, слева, впереди, позади Стол стоит.... Полочка с книгами висит.... Мишка сидит.... «Чего на свете не бывает»
Цель: учить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы. Ход игры Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения. «Как ты узнал?» Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки. Материал: предметные картинки. Ход игры Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек. «Волшебный мешочек» ( «Черный ящик») Цель: развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. Материал: коробка с предметом. Ход игры В мешочек или коробку кладется предмет (можно картинку). Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике), задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т.д.». «Опиши-угадай» Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи. Ход игры Ребенок должен описать внешний вид другого ребенка, а остальные дети должны назвать, о ком говорил их товарищ. «Закончи сам» Цель: развивать у детей воображение, связную речь. Ход игры Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку. «Пословицы, поговорки» Цель: развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом. Ход игры Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко, выразительно. – Скучен день до вечера, коли делать нечего. – Аккуратность человека красит. – Маленькое дело лучше всякого безделья. – За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. «Нарисуй сказку» Цель: учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании. Ход игры Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета. «Составь рассказ» Цель: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий; Ход игры Дети учатся составлять рассказы о профессиях. Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы. Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д. «Потому что…» Цель: развивать у детей связную речь, мышление. Ход игры Рассуждения и ответы на вопросы: «Я мою руки потому, что…» – Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни. Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос» Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. – Объясни, почему кошка недовольна? «Кто это? Что это?» Цель: познакомить детей с понятием «слово», обозначающее живой или неживой предмет. Оборудование: Одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т. д.) Детям предлагается показать и одним словом назвать: «Что это?», «Кто это?» определить и закрепить знания на одушевленные и неодушевленные предметы. «Поиск пропавших деталей» Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки. Оборудование: фрагменты (разрезные части) картины. Детям говорится, что «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф». «Подбери рифму» Цель: развивать фонематический слух и речевые навыки. Оборудование: сборник детских стихов. Детям предлагается что найти слова которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово — рифму. По дороге шел жучок, Песню пел в траве. (сверчок). Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы. «Объясните, почему…» Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления. Оборудование: предметные карточки, фишки. Детям предлагается закончить предложения, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы дети правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек. «А я бы…» Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию. Оборудование: сборник детских произведений, сказок После прочтения сказки ребёнку предлагается рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей. Ребенок должен стараться ответить полным, развернутым предложением. «Составь два рассказа» Цель: Учить различать сюжеты разных рассказов. Ход игры: Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии. «Что изменилось?» Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет. Ход игры: На столе расположены предметы в определенной последовательности. В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось? Усложнение: - Описать предмет, которого не стало - Рассказать о месте, где он стоял - На какой звук начиналось название этого предмет - В названии каких еще предметов есть этот звук? «Почемучкины вопросы» Цель: Развивать у детей связную речь, мышление. Ход игры:
«Обобщения» Цель. Закреплять в речи детей обобщающие понятия. Оборудование. Лото. Описание игры. Предлагаем детям лото, которое состоит из нескольких карточек, разграфленных на 6 клеток. На одной из клеток большой карты изображена клубника, на второй - огурец, на третьей – ромашка, на четвертой яблоко и т.д. На отдельных маленьких карточках изображены различные ягоды, фрукты, овощи. Показываем детям маленькую карточку, спрашиваем: «Кому нужна эта карточка?» Дети отвечают: «Мне нужна эта карточка. Я собираю овощи» и т.д. Правильная раскладка: ягоды на карточку с клубникой, овощи на карточку с огурцом и т.д. Игра ведется до тех пор, пока не закрыты карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту, при этом, не допустив ни одной ошибки в ответах. «Разное значение» Цель. Расширять запас существительных в активном словаре детей, учить находить слова, которые звучат одинаково, умение объяснять значение похожих слов. Описание игры. Сначала дети отвечают на вопросы: «У кого?», «У чего?», нужно было определить к каким предметам используются слова, например, ручка – у человека, у двери, у сумки, у чемодана; язычок – у человека, у ботинка; глазок – у ребенка, у двери, у картофеля; горлышко – у ребенка, у бутылки; ножка – у стула, у стола, у гриба, у ребенка. Далее читаем стихотворение, детям предлагаем внимательно слушать, найти слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. а) В чужой стране, в чудной стране, Где не бывать тебе и мне, Ботинок черным язычком С утра лакает молочко. И целый день в окошко Глядит глазком картошка Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает. И стул на гнутых ножках Танцует под гармошку. (И. Токмарева) б) Много есть ключей: Ключ– родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ дверной. (Д. Лукич) «Четвёртый лишний» Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений. Описание игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Ряд картинок для игры:
«Кого я вижу, что я вижу» Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти. Описание игры. В эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу... воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» — и бросает мяч следующему. Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее. «Скажи иначе» Цель: учить детей подбирать синонимы. Унылая пора — скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная. Небо серое — темное, холодное, пасмурное. Деревья нагие — голые, обнаженные (без листвы). Высохли цветы — завяли, зачахли. Корм — пища, еда, продовольствие. Долгий — продолжительный, длинный, длительный. Упражнение «Что будет?» Цель: учить детей грамматически правильно строить предложения. Взрослый предлагает придумать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы. Варианты вопросов:
«Кузовок» Дидактическая задача: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность. Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку. Игровые действия. Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет, кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием, платит фант, который затем отыгрывается. Ход игры. Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает: — Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. Грибок, коробок и т.д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаёт кузовок дальше. Литература:
|