Конспект НООД по развитию речи с использованием современных образовательных технологий (средняя группа) «Путешествие в сказку» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Пимкина Наталия Владимировна | |||
29.10.2023 22:01 | |||
Конспект НООД по развитию речи с использованием современных образовательных технологий (средняя группа) «Путешествие в сказку» Составила и провела: воспитатель высшей кв. категории Пимкина Наталия Владимировна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №7 «Ладушки» С. Непецино Апрель 2019 г Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физкультурное развитие. Цель: Обучение детей рассказыванию сказки с помощью моделей. Задачи:
Обучающие.
Развивающие.
Воспитательные. Воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки. Словарная работа. Обучать детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка). Методы и методические приемы.
Предварительная работа. Чтение р. н. с. «Заюшкина избушка, рассматривание иллюстраций; рассказывание р.н. с. «Репка» с использованием моделей – заменителей. Оборудование и материалы. Игрушка – зайчик, корзина, моделями — круги на каждого ребенка. ХОД НООД 1. Организационный момент. Дети стоят полукругом. В-ль. Ребята, вы любите сказки? Дети. (Да) В-ль. Хотите попасть в Сказочную страну? Дети. (Да) В-ль. Много сказок есть на свете, Сказки очень любят дети. Все хотят в них побывать И немного поиграть! Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Дети. Можно произнести волшебные слова, или взять волшебную палочку, с помощь волшебного колокольчика, на ковре — самолёте. В-ль. Давайте приготовим пальчики и произнесем волшебные слова. (Звучит сказочная мелодия, дети произносят волшебные слова) Пальчиковая игра “Замок” Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.) Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок) Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок) Мы его покрутим, (крутим “замочек”) А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем) Покачаем – раз, два, три. Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.) Двери открываются, сказка начинается. 2. Сюрпризный момент. (Обращаю внимание детей, на лукошко накрытое салфеткой, в котором находится игрушка зайца). В-ль. Ребята, посмотрите, что это? Дети. (Корзина, лукошко.) В-ль. Правильно, кто-то забыл лукошко, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. (Дети по очереди ощупывают содержимое корзинки). В-ль. Ребята, как выдумаете, что лежит в корзинке? (Выслушиваю предположения детей.) Беседа. В-ль. А как вы догадалась, что в корзинке спрятался зайчик? Дети. (У него короткий хвост, длинные ушки) В-ль. Правильно, ребята! Это зайка, он появился из сказки. - Что можно сказать о зайке, какой он в сказках? Дети. (трусишка, боязливый, хвастливый, шустрый) В-ль. А как в сказках называют зайчика? Дети. (зайчишка, зайка — побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка). В-л. Молодцы, а в каких сказках мы с вами встречаем зайца? Дети. ( «Заяц — хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».) В-ль. Ребята, наш зайчик из другой сказки, отгадать нам поможет загадка. Сначала внимательно слушаем загадку и потом говорим отгадку. В сказке лисонька плутовка Обманула зайку ловко, Из избушки выгнав прочь. Плакал зайка день и ночь. Но в беде ему помог Один смелый петушок. В-ль. Как называется эта сказка? Дети. (Заюшкина избушка.) В-ль. Правильно, молодцы ребята. А теперь проходите на стульчики и послушайте, что случилось с зайкой в сказке «Заюшкина избушка». (Дети садятся на стульчики.) Первичное рассказывание воспитателем сказки «Заюшкина избушка» 4. Беседа по содержанию сказки. В-ль. Какую избушку построила лиса? Дети. (Ледяную) В-ль. Почему она называется ледяная? Дети. (Сделана изо льда, снега) В-ль. Какую избушку построил зайка? Дети. (Лубяную) В-ль. Почему она называется лубяная? Дети. (Сделана из дерева) В-ль. Какая беда случилась с зайчиком? Дети (Лисица его прогнала) В-ль. Кто хотел помочь зайчику? Дети (Собака, медведь, петух) В-ль. Кто же зайчику помог выгнать лису? Дети (Петух) 5. Физкультминутка. Зайчик. Мне так понравилось, как вы отвечали на вопросы, что я хочу с вами поиграть. В-ль. Давайте поиграем с зайчиком. Ребята, проходите и вставайте в круг. Эй, ребята, что вы спите Нам животных покажите. У лисички острый нос, У нее пушистый хвост. Шуба рыжая лисы Несказанной красоты. Лиса по лесу похаживает, Шубу рыжую поглаживает. Заяц по лесу скакал Заяц корм себе искал. Вдруг у зайца на макушке, Поднялись, как стрелки, ушки. Зайчик прыгнул, повернулся, И под деревом согнулся. Вылез мишка из берлоги, Разминает Миша ноги, На носочках он пошел, И на пяточках потом. В-ль. Ребята, зайка приглашает вас сесть за столы. В-ль. Ребята, у вас на столах лежат круги, которыми мы обозначаем героев сказки. Сейчас я буду рассказывать сказку, а вы внимательно слушайте и выкладываете кружочки друг за другом по мере появления героев сказки. У каждого героя сказки – круг определённого цвета. Для зайчика, как вы думаете — какой? Дети. (Белый)? В-ль. Ребята, оранжевый круг для кого? Дети. (Лисы). В-ль. Для собаки, какого цвета круг? Дети. (Серый). В-ль. Для медведя, какого цвета кружок? Дети. (Коричневый) В-ль. А петушка, каким цветом обозначим? Дети. Красным. В-льНа столах лежат избушки. Они разного цвета, почему? Дети. (Лубяная — коричневого цвета, она сделана из дерева. Ледяная – синего сделана изо льда). Будьте внимательны. (Рассказываю сказку, один ребёнок выполняет задание у доски, другие дети раскладывают кружки за столами. После пересказа обращаю внимание на правильность выполнения задания). Пересказ сказки третий раз. В-ль. Ребята, кто поможет мне сказку пересказать? (Пересказ сказки детьми по цепочке с опорой на картинно-символический план на доске). В-ль. Ульяна, пересказывает первую часть сказки. Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла. А лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака: – Гав, гав! Что, зайчик, плачешь? – Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала. – Не плачь, зайчик! Я ее выгоню! Пошла собака к избушке, и говорит: - Гав-гав уходи лиса вон! -А лиса с печки отвечает: – Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. В — ль. Кто хочет продолжить рассказывать сказку? (Продолжает Кирилл) Зайчик опять идет и плачет. Навстречу ему медведь: – О чём, зайчик, плачешь? – Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята? — лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала. – Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним! – Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, косолапый, не выгонишь. Подошли они к избёнке, Медведь как зарычит: – Уходи, Лиса, вон из избушки! А Лиса с печи как закричит: – Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Медведь испугался и убежал. Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. В-ль. Молодец, Кирилл. Ваня продолжает рассказывать сказку дальше. Навстречу петух с косой: – Кукареку! O чем, зайчик, плачешь? – Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала. – Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню! – Нет, петух, не поможешь! Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не прогнал. Подошли они к избёнке, – Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон! Лиса услыхала, испугалась и говорит: – Одеваюсь. Петух громче закричал, – Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон! А лиса: - Шубу одеваю. Петушок еще громче закричал. – Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон! Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать. В-ль. Молодец, Ваня. В-ль. Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? Дети. (Нет). В-ль. Какая лиса в этой сказке? Дети. (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунью, плутовка). В-ль. А какой зайчик? Дети. (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка). В-ль. Почему не помогли зайцу волк и медведь? Дети. (Волк и медведь струсили и убежали). В-ль. Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису. Дети. (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый). В-ль. Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро). В-ль. Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, нам пора прощаться. И со сказкой расставаться. Закончились наши большие дела, И нам в детский сад возвращаться пора. (Звучит сказочная музыка) ХОД НООД 1. Организационный момент. Дети стоят полукругом. В-ль. Ребята, вы любите сказки? Дети. (Да) В-ль. Хотите туда попасть? Дети. (Да) В-ль. Сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. Много сказок есть на свете, Сказки очень любят дети. Все хотят в них побывать И немного поиграть! Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Дети. Можно произнести волшебные слова, или взять волшебную палочку, с помощь волшебного колокольчика, на ковре — самолёте. В-ль. Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова. (Звучит сказочная мелодия, дети произносят волшебные слова) Пальчиковая игра “Замок” Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.) Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок) Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок) Мы его покрутим, (крутим “замочек”) А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем) Покачаем – раз, два, три. Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.) Двери открываются, сказка начинается. 2. Сюрпризный момент. (Обращаю внимание детей, на лукошко накрытое салфеткой, в котором находится игрушка зайца). В-ль. Ребята, посмотрите, что это? Дети. (Корзина, лукошко.) В-ль. Правильно, кто-то забыл лукошко, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. (Дети по очереди ощупывают содержимое корзинки). В-ль. Ребята, как выдумаете, что лежит в корзинке? (Выслушиваю предположения детей.) Беседа. В-ль. А как вы догадалась, что в корзинке спрятался зайка? Дети. (У него короткий хвост, длинные ушки) В-ль. Правильно, ребята! Это зайка, он появился из сказки. - Что можно сказать о зайке, какой он в сказках? Дети. (трусишка, боязливый, хвастливый, шустрый) В-ль. А как в сказках называют зайчика? Дети. (зайчишка, зайка — побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка). В-л. Молодцы, а в каких сказках мы с вами встречаем зайца? Дети. ( «Заяц — хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».) В-ль. Ребята, наш зайчик из другой сказки, отгадать нам помогут загадки о героях этой сказки. Сначала внимательно слушаем загадку и потом говорим отгадку. 3. Игра с загадками. Сама рыжевата, Мордочка плутовата, Ей не до пирожка, Ей бы скушать петушка? Дети. (Лиса) В-ль. — Ребята, как можно назвать лису ласково? Дети. (лиска, лисонька, лисичка) В-ль. Кто, большой и косолапый, Мед достал из бочки лапой? Скушал сладость и реветь. А зовут его? Дети. (Медведь) В-ль. Назовите медведя ласково. Дети. (мишка, мишенька, медвежонок) В-ль. «Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко, Крыльями хлопает громко. Курочек верный пастух, Как зовут его? Дети. (Петух) В-ль. Ира, назови петуха ласково. Дети (петушок, петенька) В-ль. — Молодцы. Ребята, из какой сказки эти герои? Дети. (Заюшкина избушка.) В-ль. Правильно, молодцы ребята. А теперь проходите на стульчики и послушайте, что случилось с зайкой в сказке «Заюшкина избушка». (Дети садятся на стульчики.) Первичное рассказывание воспитателем сказки «Заюшкина избушка» 4. Беседа по содержанию сказки. В-ль. Какую избушку построила лиса? Дети. (Ледяную) В-ль. Почему она называется ледяная? Дети. (Сделана изо льда, снега) В-ль. Какую избушку построил зайка? Дети. (Лубяную) В-ль. Почему она называется лубяная? Дети. (Сделана из дерева) В-ль. Какая беда случилась с зайчиком? Дети (Лисица его прогнала) В-ль. Кто хотел помочь зайчику? Дети (Собака, медведь, петух) В-ль. Кто же зайчику помог выгнать лису? Дети (Петух) 5. Физкультминутка. Зайчик. Мне так понравилось, как вы отвечали на вопросы, что я хочу с вами поиграть. В-ль. Давайте поиграем с зайчиком. Ребята, проходите и вставайте в круг. Эй, ребята, что вы спите Нам животных покажите. У лисички острый нос, У нее пушистый хвост. Шуба рыжая лисы Несказанной красоты. Лиса по лесу похаживает, Шубу рыжую поглаживает. Заяц по лесу скакал Заяц корм себе искал. Вдруг у зайца на макушке, Поднялись, как стрелки, ушки. Зайчик прыгнул, повернулся, И под деревом согнулся. Вылез мишка из берлоги, Разминает Миша ноги, На носочках он пошел, И на пяточках потом. В-ль. Ребята, зайка приглашает вас сесть за столы. В-ль. Ребята, у вас на столах лежат модели героев сказки в виде кругов. Сейчас я буду рассказывать сказку, а вы внимательно слушайте и выкладываете кружочки друг за другом по мере появления героев сказки. У каждого героя сказки – круг определённого цвета. Для зайчика, как вы думаете — какой? Дети. (Белый)? В-ль. Ребята, оранжевый круг для кого? Дети. (Лисы). В-ль. Для собаки, какого цвета круг? Дети. (Серый). В-ль. Для медведя, какого цвета кружок? Дети. (Коричневый) В-ль. На столах лежат избушки. Они разного цвета, почему? Дети. (Лубяная — коричневого цвета, она сделана из дерева. Ледяная – синего сделана изо льда). Будьте внимательны. (Рассказываю сказку, один ребёнок выполняет задание у доски, другие дети раскладывают кружки за столами. После пересказа обращаю внимание на правильность выполнения задания). Пересказ сказки третий раз. В-ль. Ребята, кто поможет мне сказку пересказать? (Пересказ сказки детьми по цепочке с опорой на картинно-символический план на доске). В-ль. Ульяна, пересказывает первую часть сказки. Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла. А лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака: – Гав, гав! Что, зайчик, плачешь? – Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала. – Не плачь, зайчик! Я ее выгоню! Пошла собака к избушке, и говорит: - Гав-гав уходи лиса вон! -А лиса с печки отвечает: – Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. В — ль. Кто хочет продолжить рассказывать сказку? (Продолжает Кирилл) Зайчик опять идет и плачет. Навстречу ему медведь: – О чём, зайчик, плачешь? – Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята? — лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала. – Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним! – Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, косолапый, не выгонишь. Подошли они к избёнке, Медведь как зарычит: – Уходи, Лиса, вон из избушки! А Лиса с печи как закричит: – Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Медведь испугался и убежал. А как испугался медведь? Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. В-ль. Молодец, Кирилл. Ваня продолжает рассказывать сказку дальше. Навстречу петух с косой: – Кукареку! O чем, зайчик, плачешь? – Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала. – Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню! – Нет, петух, не поможешь! Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не прогнал. Подошли они к избёнке, – Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон! Лиса услыхала, испугалась и говорит: – Одеваюсь. Петух громче закричал, ребята помогайте мне: – Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон! А лиса: - Шубу одеваю. Петушок еще громче закричал. – Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон! Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать. В-ль. Молодец, Ваня. В-ль. Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? Дети. (Нет). В-ль. Какая лиса в этой сказке? Дети. (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунью, плутовка). В-ль. А какой зайчик? Дети. (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка). В-ль. Почему не помогли зайцу волк и медведь? Дети. (Волк и медведь струсили и убежали). В-ль. Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису. Дети. (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый). В-ль. Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро). В-ль. Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, нам пора прощаться. И со сказкой расставаться. Мы сказку увидели, в сказку играли, Ну и конечно немного устали. Закончились наши большие дела, И нам в детский сад возвращаться пора. (Звучит сказочная музыка)
|