Авторские Речевые игры с Эбру-картами |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Невмятуллина Светлана Олеговна | |||
26.08.2023 20:56 | |||
Авторские Речевые игры с Эбру-картами Методические рекомендации по использованию Эбру-карт Невмятуллина Светлана Олеговна, Воспитатель, педагог дополнительного образования МБОУ Немчиновский лицей дошкольное отделение – детский сад №38, член Союза мастеров Эбру России Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, знаний, умений и культуры, накопленных человечеством. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным мониторингов и собственных наблюдений большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности, так как не владеют в полной мере навыками связной речи, достаточными для этого возраста. Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной речи. При нормальном речевом развитии ребенка 5-6 лет основными характеристиками речи являются: последовательность и целостность высказывания, плавность и языковое оформление изложения, соответствие ситуации и полнота.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, которые близки их жизненному опыту. Именно в дошкольном возрасте важно научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. В связи с этим необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи и прежде всего – наглядность. В этом педагогам помогают опорные картинки. В данной технологии мы расскажем об опорных картах, которые создали из рисунков детей, нарисованных в технике Эбру. Карты регулярно пополняются, тематическое разнообразие расширяется, поэтому количество игр может увеличиваться в зависимости от поставленной педагогом задачи. 1 вариант Карты перемешиваются и кладутся стопкой, вниз рисунком. Дети поочереди вытаскивают по одной карте сверху, переворачивают и в соответствии с рисунком, изображенным на карте, начинают свой рассказ. Следующий ребенок вытаскивает новую карту, продолжая начатый рассказ в соответствии с той картинкой, которую он вытянул. Данная игра напоминает технологию «Сторителлинг». Количество карт должно соответствовать количеству участников. После того, как карты все выложены, детям предлагается полностью воспроизвести придуманную историю. Это может быть индивидуальным заданием для одного ребенка или совместное воспроизведение истории. 2 вариант Все карты (рисунком вверх) лежат перед детьми. Ребенок целенаправленно вытаскивает карту на свое усмотрение, выбирая определенный рисунок и начинает составлять рассказ. Следующий ребенок также выбирает карту с нужным, на его взгляд, рисунком и продолжает начатый рассказ. После того, как карты все выложены, детям предлагается полностью воспроизвести придуманную историю. Это может быть индивидуальным заданием для одного ребенка или совместное воспроизведение истории. 3 вариант Предложить ребенку выбрать из всей колоды карты, относящиеся к определенной лексической теме: «Животные», «Цветы», «Насекомые» и др. Ребенку необходимо мотивировать свой выбор и составить из выбранных карт рассказ. Такое задание может быть индивидуальным, выполненным в паре или небольшой группой детей. 4 вариант Изначально карты можно разделить на разные лексические темы: «Времена года», «Животные», «Насекомые», «Цветы» и др. Предложить ребенку составить рассказ в рамках одной лексической темы, например, «Животные», используя карты только с животными. Такое задание может быть индивидуальным, выполненным в паре или небольшой группой детей. 5 вариант Для автоматизации определенных звуков у детей педагог целенаправленно выбирает карточки, в изображении которых есть тот или иной звук: для звука «Ш» — карточка с изображением машины; для звука «Р» — карточка с изображением рыбы, пера; для звука «Л» — елка и т.д. С выбранными картами ребенку предлагается составить небольшой рассказ, утрированно проговаривая слова со сложными для ребенка звуками. 6 вариант Предложить самостоятельно ребенку выбрать карточки, в названии которых есть определенный звук, например «Р» (рыба, стрекоза, роза), «Ш» (машина) и др. Предложить ребенку определить, в какой части слова данный звук находится: в начале слова, в середине или в конце. 7 вариант Одной из самых любимых игр с данными картами у детей является «Гадание» (так назвали дети). В эту игру может играть большое количество детей (при условии, что на всех детей хватит карт). Карты перемешиваются и кладутся стопкой рисунком вниз. Суть игры заключается в том, что ребенок изначально задает своему товарищу по игре вопрос, например, «Ты сегодня придешь домой, а на пороге тебя встретит...». Тот ребенок, к которому был адресован вопрос, вытаскивает карту, которая и будет являться ответом на заданный вопрос. Ребенок проговаривает, что изображено на карте. Задача игры заключается в обучении детей правильной формулировке вопроса. Вопросы чаще всего смешные, а ответы бывают нелепыми, но данная игра всегда интересна детям, вызывает бурю положительных эмоций и, главное, активизирует речь детей. Преимущество игр с данными картами заключается в том, что все карты выполнены из рисунков детей. Какой интерес, азарт и удивление возникают у детей, если им попадается карта с тем рисунком, который он нарисовал! У детей возникает непреодолимое желание продолжать эту игру, т.к. ребенок осознает, что это он сделал сам! Примечание: универсальность использования Эбру-карт заключается не только в разнообразии игр, но и в том, где и как можно играть с картами. А играть можно, как за столом, так и на полу (чаще используется детьми), можно использовать в рамках индивидуальной работы с детьми, в ходе самостоятельной игровой деятельности, а также, как дидактический материал в рамках организованной образовательной деятельности, в ходе прогулки.
|