Дидактическая игра как средство познавательного и речевого развития дошкольников. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Филиппова Ольга Владимировна | |||
30.06.2023 21:42 | |||
Дидактическая игра как средство познавательного и речевого развития дошкольников. Филиппова О.В. МБОУ г. Ульяновска «Губернаторский лицей № 101 имени Народного учителя Российской Федерации Ю.И. Латышева» при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» Детский сад «УНИКУМ» Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
В данной статье представлены дидактические игры по познавательному и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста, разработанные авторами. Дидактическая игра «Умный экран» Цель:
Игровое правило: В игре могут принять участие от 1 до 3 детей за каждым экраном. Ведущий предлагает детям произвольно выбрать один из признаков (например, материал) и положить его в кармашек, который находится в середине экрана. Имена признаков лежат на столе лицевой стороной вниз. С левой стороны экрана в четыре кармашка выкладываются картинки, объекты которых сделаны из стекла, кирпича, железа, резины. С правой стороны выкладываются картинки, объекты которых изготовлены из соответствующих материалов. Дети должны сравнить объекты по значению признака (например, железный) и соединить картинки с помощью резинки. Игроки должны объяснить, по какому значению объединили два объекта. Выигрывает тот игрок или команда, которая раньше остальных справилась с заданием. Как усложнение игры детям можно предложить объяснить необычное сочетание. Например, стекло – кирпичный забор. Когда забор может быть стеклянным? В сказке забор может быть стеклянным, или стекло –пластмассовая ложка. Ложка может быть стеклянной, если это сувенир. Дидактическая игра «Задай вопрос сказочному герою» Цель: формировать умение задавать различные типы вопросов. Развивать речь и мышление. Игра представляет собой игровое поле размером 32*32 см, на котором изображены сюжеты из сказок: «Курочка Ряба», «Колобок», «Красная шапочка», «Репка», «Волк и семеро козлят». В игре участвуют 2-4 человека. Дети с помощью кубика определяют очерёдность ходов. Выбирают себе сказочных героев и ставят их на старт. Каждый игрок по очереди бросает кубик и делает количество «шагов» в соответствии с выпавшим числом на кубике. Если игрок попадает на красный круг, он раскручивает стрелку на цветике – семицветике и определяет, какой тип вопроса он будет задавать о сказочных героях. Типы вопросов: - Восполняющий «Какой? Какие?» - Описательный «Кто? Что? Как? Где?» - Воображаемый «Что было бы, если? Что случилось бы, если?» - Уточняющий «Правда ли что? Верно ли? Должен ли?» - Почемучкин «Почему? Отчего? Зачем?» -Субъективный «Что я думаю об этом? Что я знаю об этом?» -Оценочный «Что хорошего? Что плохого?» Например:
Тот, кто смог сформулировать вопрос, получает фишку. Тот, кто не смог сформулировать вопрос — пропускает ход. Игровой результат: побеждает в игре тот, кто придёт первым к финишу и у кого больше всех фишек.
|