«Уголок Речевичок как важное условие функциональной речевой грамотности» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Вилькушевская Людмила Ивановна | |||
09.06.2023 18:43 | |||
«Уголок Речевичок как важное условие функциональной речевой грамотности» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 Усть-Кутского муниципального образования Р.п. Янталь, Усть-Кутского района, Иркутской области. Воспитатель: Вилькушевская Людмила Ивановна Основная цель речевого развития детей дошкольного возраста: формирова-ние устной речи и навыков речевого общения на основе овладения литературным языком своего народа. Уровень функциональной речевой грамотности – это усложнённый уровень, требующий выработки способности у ребенка применять речевые навыки в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии и в общении с окружающими. Для осуществления эффективной работы на этом уровне необходимо комплексное взаимодействие ребенка, педагогов и родителей. Сложность работы на данном уровне состоит в том, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно развита произвольность действий, не развит самоконтроль за собственной речью, поэтому и нужна комплексная помощь всех окружающих взрослых, заинтересованных в результате речевого воздействия.
Повышение качества речевого развития напрямую зависит от условий окру-жающих ребёнка. Одним из условий полноценного развития речи детей является создание развивающей предметно пространственной среды Для реализации уровня формирования функциональной грамотности речевого развития мы создали в группе уголок «Речевичок» Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в под-группах по 2-3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоя-тельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников. Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься. Здесь мы будем заниматься, и играть Не баловаться. Язычок у нас всё сможет, Клоун Тишка нам поможет! И ребята всё сумеют - Трудности преодолеют. Будут чётко говорить, Все слова произносить! Здесь есть карточки- подсказки выполнения упражнений (например хомячок, блины, маятник, качели, улыбка и т.д.), а также есть карточки с заданиями – алгоритмы «В гости к другу» (ребенок должен выполнить упражнения в определенной последовательности) Совместно с клоуном Тишкой ребята занимаются артикуляционной гимна-стикой. В уголке имеются предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется как музыкальные инструменты, так и бросовый материал, и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, ватные шарики, султанчики и вертушки. Мы включаем дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Накорми Смешариков»», «Футбол», «Прожорливые фрукты» идругие. В нашем уголке оформлено место для настольно-печатных игр. С помощью игр лото и «Найди пару» дети учатся различать омонимы и местоимения и употреблять их в своей речи. Преобразовывают существительные в прилагательные, играя в игры «Какое варенье» и «Заготовки на зиму», совершенствуют звуковую культуру речи с помощью «Весёлых дорожек» Так же здесь размещен лэпбук «Речевичок». Ребята очень любят заниматься с данным пособием. Здесь есть: Классификации, игры поваренок и вкусный сок Ассоциации «Сказки», Фразовый конструктор и много других игр. Много игр в уголке основаны на вопросах и заданиях, требующих от ребёнка самостоятельного ответа. Например: игра «Чего не бывает?» или же «Что перепутал художник?» (работа с нелепицами), «Речемыслительные тренажёры», мнемотаблицы и мнемодорожки, речевые кубикис помощью которых дети составляют и проговаривают не только словосочетания но и составляют целые предложения, при выполнении заданий по данным играм ребёнок вербализует свою мыслительную деятельность. Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с декорациями и героями. А так же имеется игра на липучках «Лип-лип» с играя в которую дети разбирают и проигрывают разнообразные семейные ситуации. Особое место в речевом уголке отводится одушевлённому персонажу. С умным вороном Кар-карычемребята беседуют в игровой форме, он «присылает» им посылки с новыми играми и письма с заданиями. Уголок размещён недалеко от магнитной доски, она может быть использована для размещения текущей информации, демонстрации фотографий и иллюстраций по определённой теме. Но чаще она используется для выполнения упражнений воспитанниками. Например «Расположи картинки в правильной последовательности, чтобы получился сюжет. Попробуйсоставь рассказ» Регулярные занятия в речевом уголке способствуют созданию положитель-ной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива, формируют устойчивую мотивацию к активному и культурному общению. Успешность в будущем напрямую зависит от уровня развития речи ребёнка. Таким образом, достижение эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотности речевого развития детей старшего дошкольного возраста, во время игр в уголке «Речевичок» является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.
|