Развитие связной речи у дошкольников с ТНР в совместной работе логопеда и психолога. |
Развитие речи у детей | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Сироткина Снежана Валерьевна Федотова Евгения Викторовна | |||||||||||||||||||||||||||||||||
01.06.2023 08:03 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие связной речи у дошкольников с ТНР в совместной работе логопеда и психолога.
Связная речь — смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Целью развития связной речи является развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма, особенно у детей с ТНР. Задачи развития связной речи.
обучение построению высказываний разных типов-описаний, повествований, рассуждений. 3. Подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста. 4. Составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности. 5. Обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений. 6. Использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста; Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание дошкольников требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития. Чем сильнее выражено речевое расстройство, тем чаще страдают когнитивные и личностные характеристики детей. Следовательно, коррекция речевых нарушений у детей в рамках обеспечения комплексного подхода учителя-логопеда и педагога-психолога в образовательном процессе, очень актуальна. 1. Модель взаимодействия логопеда и психолога Для детей с ТНР характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Следствием этого является неумение вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. У детей с речевыми нарушениями обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода проблем в речевом развитии. Результативность коррекции речевых нарушений удошкольников зависит во многом от уровня организации логопедической и психологической помощи в детском саду. Логопед и психолог имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми дошкольного возраста. 2. Сферы взаимодействия логопеда и психолога с детьми, имеющими речевые нарушения. Тесная взаимосвязь логопеда и психолога возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям. Цель организации работы психолога и логопеда – оказание комплексной психолого-педагогической помощидетям, имеющим речевые нарушения. Задачи:
Основными этапами организации работы с детьми являются:
Организационные аспекты деятельности психолога и логопеда при работе с детьми.
Тесная взаимосвязь психолога и логопеда при развитии связной речи детей с ТНР возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач обоихспециалистов, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единых требований, предъявляемых детям. Представленная модель взаимодействия логопеда и психолога позволяет: Учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности. Четко сформулировать объективное заключение. Наметить индивидуальные и групповые программы по развитию связной речи в коррекционной работе на долгосрочную перспективу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Изд. 5-е - М.: Лабиринт, 1999.-352 с. 2. Гаркуша Н.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. М., Секачев, 2000. 3. Калягин В.А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с. Лалаева Р.И., Серебрякова В.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, - С-Пб.: Союз. 1999. Модель взаимодействия психолога и логопеда по организации работы в специализированных группах. / Под ред. Н.Я.Большуновой; Сост.: Н.Ф.Балашова, Е.В. Соколова; МОУ-ЦО «Пеликан». – Бердск, 1998. – 8с. Основы специальной психологии. Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений / Л.В.Кунецова, Л.И.Переспени, Л.И.Солнцева / Под ред. Кузнецовой Л.В. – М. Издательский центр «Академия», 2002. – 400 с. 7. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону. – «Феникс», 2002. – 448 с. 8. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: «Гном-Пресс», 1999. - 80 с. 9. Шаброва С.Е., Федорова И.Ю., Модель деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта. // Логопедия. № 5, 2007.
|