Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие связной речи у дошкольников с ТНР в совместной работе логопеда и психолога.
Развитие речи у детей
Автор: Сироткина Снежана Валерьевна Федотова Евгения Викторовна   
01.06.2023 08:03

Развитие связной речи у дошкольников с ТНР в совместной работе логопеда и психолога.Развитие связной речи у дошкольников с ТНР в совместной работе логопеда и психолога.

  • учитель-логопед Сироткина С.В.
  • педагог-психолог Федотова Е.В.

Связная речь — смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

 

Целью развития связной речи является развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма, особенно у детей с ТНР.

Задачи развития связной речи.

  1. Формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец); обучение соединению предложений разными способами связи.
  2. Развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания.

обучение построению высказываний разных типов-описаний, повествований, рассуждений.

3. Подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста.

4. Составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности.

5. Обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства

веских аргументов и точных определений.

6. Использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста;

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание дошкольников требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития. Чем сильнее выражено речевое расстройство, тем чаще страдают когнитивные и личностные характеристики детей. Следовательно, коррекция речевых нарушений у детей в рамках обеспечения комплексного подхода учителя-логопеда и педагога-психолога в образовательном процессе, очень актуальна.

1. Модель взаимодействия логопеда и психолога

Для детей с ТНР характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления.

Следствием этого является неумение вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. У детей с речевыми нарушениями обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода проблем в речевом развитии.

Результативность коррекции речевых нарушений удошкольников зависит во многом от уровня организации логопедической и психологической помощи в детском саду.

Логопед и психолог имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми дошкольного возраста.

2. Сферы взаимодействия логопеда и психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.

Тесная взаимосвязь логопеда и психолога возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Цель организации работы психолога и логопеда – оказание комплексной психолого-педагогической помощидетям, имеющим речевые нарушения.

Задачи:

  1. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
  2. Развитие познавательной сферы дошкольника с нарушениями речи.
  3. Адаптация и интеграция ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.

Основными этапами организации работы с детьми являются:

  1. Диагностика педагога – психолога и учителя-логопеда.
  2. Планирование коррекционной работы по устранению общего речевого недоразвития в соответствии с отдельными периодами на основе программного обеспечения и индивидуально-дифференцированного личностного подхода.
  3. Отслеживание динамики происходящих изменений в речевом и интеллектуальном развитии детей, оценка эффективности совместной работы.

Организационные аспекты деятельности психолога и логопеда при работе с детьми.

Вид деятельности / Функциональные обязанности психолога

Вид деятельности / Функциональные обязанности логопеда

Диагностика

Получение запроса - плановая диагностика.

Подбор психодиагностических программ. Планирование и проведение психодиагностических мероприятий. Обработка результатов. Работа с диагностической информацией:

- информирование по итогам диагностической работы;

- предоставление психолого-педагоги­ческих рекомендаций;

- применение рекомендаций логопеда в собственной деятельности;

- разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики.

Первичное обследование детей дошкольного возраста в ДОУ для выявления нуждающихся в помощи логопеда. Углубленное логопедическое обследование детей с нарушениями речи.

Раннее выявление детей с про­блемами в развитии. Диагностика результативности коррекционно-педагогического (логопедического) процесса.

Коррекционно-развивающая работа с детьми

Постановка задач коррекционно-развивающей работы.

Разработка программы работы. Планирование работы, организация условий для ее проведения. Реализация программ. Проведение мониторинга эффективности проделанной работы. Составление психолого-педагогических рекомендаций по итогам работы. Планирование дальнейшей работы.

Коррекционно-развивающие занятия по развитию разных сторон речи.

Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков.

Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов

Постановка задач и разработка сценария консилиума.

Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов. Участие в консилиуме. Реализация решений консилиума.

Организационная работа

Комплектование подгрупп детей. Составление сетки занятий и графика работы, согласование их с логопедом. Изучение логопедического, медицинского обследования. Осуществление необходимой диспетчерской работы.

Зачисление детей на логопедические занятия в ДОУ. Сдача списков детей в РПМПК, зачисленных на логопункт. Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений. Направление на обследование в РПМПК детей с тяжелыми нарушениями речи для уточнения диагноза. Составление сетки занятий и графика работы.

Составление индивидуальной и фронтальной работы.

Изучение медицинских карт.

     

Тесная взаимосвязь психолога и логопеда при развитии связной речи детей с ТНР возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач обоихспециалистов, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единых требований, предъявляемых детям.

Представленная модель взаимодействия логопеда и психолога позволяет:

Учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности.

Четко сформулировать объективное заключение.

Наметить индивидуальные и групповые программы по развитию связной речи в коррекционной работе на долгосрочную перспективу.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Изд. 5-е - М.: Лабиринт, 1999.-352 с.

2. Гаркуша Н.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. М., Секачев, 2000.

3. Калягин В.А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.

Лалаева Р.И., Серебрякова В.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, - С-Пб.: Союз. 1999.

Модель взаимодействия психолога и логопеда по организации работы в специализированных группах. / Под ред. Н.Я.Большуновой; Сост.: Н.Ф.Балашова, Е.В. Соколова; МОУ-ЦО «Пеликан». – Бердск, 1998. – 8с.

Основы специальной психологии. Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений / Л.В.Кунецова, Л.И.Переспени, Л.И.Солнцева / Под ред. Кузнецовой Л.В. – М. Издательский центр «Академия», 2002. – 400 с.

7. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону. – «Феникс», 2002. – 448 с.

8. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: «Гном-Пресс», 1999. - 80 с.

9. Шаброва С.Е., Федорова И.Ю.,   Модель деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта. // Логопедия. № 5, 2007.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год