Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Транспорт» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Бурдюгова Галина Владимировна Копытова Екатерина Талгатовна | |||
12.05.2023 06:36 | |||
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Транспорт» Задачи: Коррекционно-образовательные: обобщить знания детей о разных видах транспорта, его функциях; учить отвечать на вопросы полными предложениями; совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в образовании сложных слов, родственных слов, развивать связную речь. Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание; логическое мышление; пространственную ориентацию; координацию речи с движением. Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, активности, чувства коллективизма.
Материал и оборудование: предметные картинки к загадкам, жезл, игрушка-грузовик, мяч, картинки с 3 группами транспорта, карточка с номером службы спасения 112, музыка. Предварительная работа: рассматривание демонстрационного материала по теме, чтение стихов, загадок о транспорте, наблюдение за транспортом на прогулке. Ход НОД: 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. Готовы заниматься? Встанем в круг. «Собрались все дети в круг, Ты мой друг и я твой друг. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся» (дети садятся застолы) - А сейчас мы все вместе отгадаем загадки, которые помогут нам узнать, какая тема занятия нас сегодня ждет. Он не лось, но он двурогий, Важно едет по дороге. Если рожки вдруг слетают С двух контактных проводов – Их водитель поправляет, И вагончик в путь готов! (Троллейбус) Пассажиров мы катаем По маршрутам тут и там, А туристов доставляем К историческим местам. Едем к цели дружно все По проспектам и шоссе. (Автобусы) Я машина не простая, Вся из алюминия. И на крыльях я взлетаю В это небо синее. Пассажирский, грузовой, Иногда сверхзвуковой. (Самолет) Я важная машина, Есть кузов и кабина. Вожу любые грузы По ленточкам дорог. И парты, и арбузы Я вам доставлю в срок. (Грузовик) По дороге из железа Быстро еду мимо леса, Мимо тундры и песков, Деревень и городов. Мне уже немало лет. Паровозом был мой дед. (Поезд) Если кто-то заболел, Срочно нас зовет на помощь, — Набери скорей ноль-три... И приедет... (Скорая помощь) Я мчусь с сиреной на пожар, Везу я воду с пеной, Потушим вмиг огонь и жар, Мы быстро, словно стрелы. (Пожарная машина) 2 Основная часть. Воспитатель: Ребята вы догадались какая у нас тема нашего урока? Дети: Транспорт. Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Игра с мячом «Плывет, едет, летает». (дети встают в круг, воспитатель задает вопрос и кидает мяч ребенку, который отвечает на вопрос) - Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль. - Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл. - Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль. - Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).
- Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт). - Транспорт, который движется под землей, как называется? (Подземный транспорт). (Дети садятся на стульчики) Воспитатель: Этот весь транспорт можно разделить на 3 группы. Как вы думаете какие? Дети: 1-грузовой 2-пассажирский Воспитатель: А еще есть специальный транспорт. Назовите его. В каких случаях мы вызываем специальный транспорт? Дети: в случаи опасности. Воспитатель: А какие цифры надо набрать по телефону? Дети: 112. - А сейчас давайте встанем в круг и поиграем в игру «Один — много». Дидактическая игра «Один — много». Под музыку дети по кругу передают жезл. Тот у кого по окончании музыки в руках останется жезл должен назвать слово во мн. ч.: самолёт – много самолётов, самолеты. Слова в ед. ч. называет воспитатель. После окончания игры дети садятся на места. Слова для игры: автобус, грузовик, яхта, корабль, вездеход, поезд, машина, троллейбус, лодка, электричка, телега. Составьте предложения с помощью слов: составление предложений по опорным словам. Автомобиль, по, ехать, дорога. Лодка, река, по, деревянная, плыть. Магазин, около, велосипед, остановиться. Пассажиры, электричка, из, выходить. В, самолет, небо, лететь, высоко. Подъехать, остановка, к, трамвай. Мост, выехать, автобус, из-под. Игра «Скажи по-другому» Воспитатель: Есть транспорт, который не перевозит грузы и пассажиров, но зато очень помогает людям. Назовите такие машины одним словом: Убирает снег — …, машина сама сваливает груз — …, молоко возит — …, лес возит — …, ходит по луне — …, бетон мешает — …, бетон возит — …, цемент возит — …, везде ходит — …, бензин возит — …, мусор возит — …, сам летает — …, сам катает — …, асфальт укладывает — …, трубы укладывает — … Игра "Назови и покажи" Воспитатель: Посмотрите на нашу красивую машину и скажите, из каких частей она состоит (дети вместе с воспитателем называют части машины и показывают движения, изображая детали машины). Капот – руки вперед. Кузов – руки назад. Кабина – крыша над головой. Двери – руки согнуты в локтях. Мотор – вращать кулачками, произносить звук: «РРРРРР» Фары – сжимать и разжимать кулачки. Руль – крутить перед собой. Кресло – присесть, руки на колени. Педаль – поднимать и опускать правую стопу. Колеса – «рисовать» круг указательным пальцем, произносить звук: «ШШШШШ» Составление описательного рассказа. Детям предлагается несколько картинок с транспортом и составить короткий описательный рассказ (Например: Это грузовик. У грузовика красная кабина, желтый кузов, большие черные резиновые колеса. Грузовик перевозит кирпичи) Игра «Семейка слов» Отгадайте загадку: Шагаешь-впереди бежит, Оглянешься-домой бежит (Дорога). Воспитатель: Давайте образуем слова одной семейки к слову «дорога». Как можно назвать маленькую дорогу? (Дорожка). - Как можно ласково назвать дорогу? (Дороженька). - Как называют растение, которое растет рядом с дорогой? (Подорожник). - А как называют движение по дороге? Какое оно? (Дорожное). Как назвать кафе, стоящее у дороги? (Придорожное). Воспитатель: Отлично! Вы подобрали много слов из одной семейки. 3. Итог занятия. - О чем мы сегодня говорили? - Какие виды транспорта бывают? - На какие 3 группы можно разделить транспорт?
|