Примерные маршруты речевого развития для детей пятого, шестого годов жизни |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Котова Елена Александровна | |||
28.04.2023 08:30 | |||
Примерные маршруты речевого развития для детей пятого, шестого годов жизни Речевые игры и упражнения для детей 5-го года жизни 1. Лексика - «Я знаю 4-5 названий фруктов (овощей и т.д.)» - «Какой предмет? Что он делает?» (по 3-4 слова) лимон – кислый, овальный, спелый, желтый; растет, зреет, спеет, лежит и т.д. - «Скажи наоборот»: высокий – чистый – большой – поднимать – застегнуть – 2. Грамматический строй речи
а) словообразование
б) словоизменение
в) согласование
- Составление простых, сложных предложений. - Составление описательного рассказа по алгоритму. - Составление рассказа по сюжетной картине. - Пересказ короткого текста (сказки). 4. Артикуляционная моторика Точно и в полном объеме выполнять основные артикуляционные упражнения для губ и языка: - улыбка — трубочка — лопатка — жало — качели — маятник — широко открыть рот 5. Звукопроизношение Закреплять правильное произношение гласных, согласных: п, б, м, н, т, д, к, г, х, ф, в; свистящих, шипящих звуков. 6. Просодическая сторона речи
Произносить слова с 1, 2, 3 слогами с одним стечением согласных (мак, кот, дети, киты, малина, кубики, девочка, платок); 4 сложные слова с открытыми слогами (помидоры, пианино). 8. Формирование фонематического слуха и восприятия
Речевые игры и упражнения для детей 6-го года жизни 1. Лексика - «Я знаю 5-6 названий фруктов (овощей и т.д.)» - «Какой предмет? Что он делает?» (по 5-6 слов) - «Скажи наоборот»: высокий — легко — острый — говорить — работать — над столом — застегнуть - - «Скажи по-другому»: красивая – прекрасная, доктор — врач - «Семейка слов»: мороз – морозец, морозный, морозище, заморозить 2. Грамматический строй речи а) словообразование - «Назови ласково»: помидор – помидорчик красный помидор – красненький помидорчик - «Карлики — великаны»: глаза – глазки — глазищи - «Из чего — какое», «Скажи, какой»: из металла – металлический город – городской - «Чей, чья, чье, чьи»: мамин, Светин, заячий, кошачий - «Назови, что делает предмет»: летает – залетает, вылетает, прилетает, улетает, перелетает, облетает. б) словоизменение - «Один — много», «Чего много»: яблоко – яблоки – много яблок, красное яблоко – красные яблоки – много красных яблок - «Измени слова»: У меня есть лимон, а в магазине продают (лимоны, много лимонов). У меня нет (лимона). Я думаю о (лимоне). - «Где находится предмет» (употребление предлогов у, на, под, в, около, над, перед, за, от, по, с.) - «Что есть и что было»: Я взяла яблоко из вазы, значить оно лежало в вазе. Яблоко лежало на столе, а потом упало со стола. в) согласование - «Веселый счет»: Один огурец, два огурца, пять огурцов; одна чашка, две чашки, пять чашек - «Подбери предметы к признаку» Фруктовый – сок, компот, салат, йогурт Фруктовая – каша, масса, ваза Фруктовое – пюре, желе г) правильное согласование слов в предложении. 3. Связная речь - Составление простых, сложных предложений. - Составление описательного рассказа по алгоритму. - Составление описательного рассказа по сюжетной картине. - Составление рассказа по серии сюжетных картинок. - Пересказ текста. - Составление рассказа из опыта. 4. Подготовка к обучению грамоте
- слуховое и зрительное внимание, память «Запомни и повтори» (5-6 слов); «Что изменилось?»; «Чего не стало?» - мышление: «4-й лишний», «Исправь ошибку»
|