БИ-БОТ «УМНАЯ ПЧЕЛА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Борькина Светлана Васильевна | |||
23.04.2023 13:21 | |||
БИ-БОТ «УМНАЯ ПЧЕЛА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Борькина Светлана Васильевна Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе завершения до школьного образования является понимание ребенком устной речи и умение выражать свои мысли и желания посредством речи. Именно понимание речи и владение ею представляет собой важный путь социализации ребенка — приобщения его к человеческому обществу, полноценной жизни в нем. Овладение речевой деятельностью подразумевает формирование и развитие такого ее аспекта, как звуковая культура. Фонематическая составляющая речевого развития крайне важна, поскольку позволяет до школьнику формировать высказывания фонетически правильно и, соответственно, понятно для окружающих. В современной системе дошкольного образования возникает противоречие между необходимостью формирования звуковой культуры речи у детей среднего до школьного возраста и недостаточным использованием дидактического потенциала би-бота «Умная пчела» для решения данной задачи. Также в качестве противоречия можно отметить недостаточность материально-технической оснащенности групп современными робототехническими устройствами, разрозненность и несистематизированность учебно-методических материалов и программ, раскрывающих специфику ис пользования данного дидактического средства в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Звуковая культура речи — понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию [2, с. 212]. Понятие «звуковая культура речи», по мнению А.М. Бородич, включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т.д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двига тельные навыки в процессе разговора). Образование и воспитание № 1 (32) / 2021 10 Составные компоненты звуковой культуры — речевой слух и речевое дыхание—являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи [3, с. 149]. В целом, как указывает А.И. Максаков, звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — основные условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи детей до школьного возраста [4, с. 2]. На пятом году происходит становление всех звуков родного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у детей в достаточной степени развит речевой слух, приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи. Формы, методы и приемы формирования фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста достаточно разнообразны. Но поскольку ведущей деятельностью на данном этапе онтогенеза является игра, то предпочтительным является выбор дидактических средств, обеспечивающих реализацию игровых форм, методов и приемов работы. Оптимальным средством для решения данной задачи является би-бот «Умная пчела». Программируемый робот «Умная пчела» отвечает требованиям к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Это универсальное дидактическое средство, которое позволяет решать задачи реализации различных образовательных областей (развивать начальные математические представления, коммуникативные навыки, все стороны речевого развития). Работа с роботом учит дошкольников структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает много возможностей для определения причинно-следственных связей, развивает логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные навыки, умение работать в группе. Вместе с тем использование мини-робота «Умная пчела» должно быть уместным и целесообразным, чтобы воздействие технологии имело развивающий эффект, поэтому би-ботов необходимо использовать в комплексе с традиционными формами и средствами обучения. Би-бот «Умная пчела» будет являться эффективным средством развития звуковой культуры речи детей сред него дошкольного возраста, поскольку позволяет: — сформировать правильное произношения звуков (свистящих, шипящих, сонорных); — научить дифференцировать сходные по произношению, а также сходные по мягкости-твердости звуки. Нами была проведена диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста. В ходе диагностики применялись авторские методики, разработанные Е.А. Стребелевой, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой, и направленные на: — выявление правильного произношения звуков в том числе сложных в фонетическом плане (свистящих, шипящих, сонорных); — выявление умения дифференцировать сходные по произношению звуки; — выявление умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости. На основании результатов исследования был сделан вывод о том, что диагностируемые параметры (умение четко артикулировать звуки и дифференцировать их по сходству произношения, а также твердости — мягкости) у группы респондентов находятся на среднем либо низком уровне, что послужило обоснованием для разработки педагогического проекта по развитию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста посредством би-бота «Умная пчела». Цель проекта: развитие звуковой культуры речи. Задачи: — формирование правильного произношения звуков (в том числе шипящих, свистящих, сонорных, заднеязычных); — развитие умения дифференцировать схожие по произношению звуки; — развитие умения дифференцировать звуки по твердости — мягкости. Планируемый результат: — дошкольники правильно произносят сложные звуки (свистящие, шипящие, сонорные). — дошкольники умеют дифференцировать схожие звуки в рамках одного или нескольких слов; — дошкольники умеют дифференцировать звуки по твердости — мягкости. Проект представляет собой комплекс игр, направленных на развитие звуковой культуры речи детей сред него дошкольного возраста с использованием дидактического потенциала би-бота «Умная пчела». В рамках проекта дошкольники учатся произносить сложные в артикуляционном отношении звуки, дифференцировать схожие как по произношению, так и по твердости — мягкости звуки. Игры, представленные в рамках проекта, могут использоваться как в рамках организованной образовательной деятельности, так и в ходе совместной деятельности педагога и детей в различных режимных процессах. Педагогический проект по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста посредством би-бота «Умная пчела». Цель проекта: развитие звуковой культуры речи. Задачи: — формирование правильного произношения звуков (в том числе шипящих, свистящих, сонорных, заднеязычных); — развитие умения дифференцировать схожие по произношению звуки; — развитие умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости. Участники проекта: педагог группы, дети старшего дошкольного возраста. Принципы проекта: — принцип системности (работа проводится в рамках образовательного процесса таким образом, что знания и умения, приобретенные воспитанниками в процессе работы, фиксируются в систематической и регулярной дальнейшей деятельности); — принцип доступности (игры разрабатывались с учетом возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей детей среднего дошкольного возраста); — принцип наглядности и интерактивности, (переход от пояснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором воспитанник становился субъектом педагогического взаимодействия, что способствует осознанному формированию звуковой культуры речи). Виды деятельности в рамках проекта: игровая, коммуникативная. Игры, представленные в рамках проекта, могут использоваться как в рамках организованной образовательной деятельности, так и в ходе совместной деятельности педагога и детей в различных режимных процессах. Планируемый результат: — дошкольники правильно произносят сложные звуки (свистящие, шипящие, сонорные). — дошкольники умеют дифференцировать схожие звуки в рамках одного или нескольких слов; — дошкольники умеют дифференцировать звуки по твердости-мягкости; Литература:
|