Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по применению технологий речевого развития детей в условиях реализации ФГОС «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Развитие речи у детей
Автор: Самарина Ольга Юрьевна   
13.04.2023 22:07

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по применению технологий речевого развития детей в условиях реализации ФГОС «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»Методическая разработка мастер-класса для педагогов по применению технологий речевого развития детей в условиях реализации ФГОС «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41»

Разработала: воспитатель Самарина Ольга Юрьевна Саров, 2023 г.

Цель мастер-класса:

Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредством использования «карт Проппа» при моделировании собственных сказочных историй.

 

Скачать конспект

Задачи мастер-класса:

  1. Обогатить опыт практической деятельности, направленный на применение нестандартных технологических приемов в развитии речевого творчества детей дошкольного возраста;
  2. Познакомить педагогов с основными этапами реализации метода В. Я. Проппа, обеспечивающего эффективный результат развития речевого творчества детей дошкольного возраста при пересказывании сказок и составлении собственных сказочных историй.
  3. Вовлечь педагогическую аудиторию в совместную деятельность по использованию практических приемов работы с «картами Проппа» и «Играми в рифмы»;
  4. Стимулировать потребность использования в работе с детьми произведений художественной литературы и устного народного творчества, способность понимать и чувствовать нравственно-эстетическую основу сказки, стихотворения.

Мастер-класс адресован педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования в рамках образовательной области «Речевое развитие» с детьми дошкольного возраста 6 года жизни в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Концептуальные основы системы работы по использованию технологических приемов и методов развития речевого творчества детей дошкольного возраста.

Проблемы развития речи в широком понимании входят в проблему становления речевого творчества детей дошкольного возраста, а еще шире — в формирование общих художественно-творческих способностей детей. Развитие речевого творчества является одной из основных задач реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствие с ФГОС дошкольного образования.

Эффективность организации образовательной деятельности по развитию речевого творчества определяет умение детей дошкольного возраста: самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов и

стихотворений; моделировать сказки, загадки.

самостоятельно придумывать рассказы по продуктам нетрадиционного

изобразительного творчества ( «кляксографии», «монотипии»); в творческих рассказах использовать личный и литературный опыт,

индивидуальные интересы и способности;

внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений; замечать речевые и логические ошибки, доброжелательно и конструктивно исправлять их.

Речевое творчество – высшая форма речемыслительной деятельности. Оно определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В результате развития речевого творчества дети дошкольного возраста активны в разнообразных словесных играх, направленных на обогащение активного словаря и расширение общего кругозора, самостоятельны и инициативны в творческом выражении своих мыслей, чувств, желаний; владеют устной речью на качественно высоком уровне; имеют прекрасный художественно-литературный вкус.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно стимулировать процесс развития речевого речи у детей дошкольного возраста.

Условно можно выделить два направления организации педагогической деятельности по решению этой задачи.

Первое направление отражает стихотворное речевое творчество дошкольников. В рамках его реализации традиционно используются речевые игры словесного творчества, активизирующих возможности детей дошкольного возраста проявлять свои творческие способности в сочинение небольших стихотворений. К играм на развитие речевого творчества можно отнести: игры в простые рифмы; рифмованные загадки по принципу «доскажи словечко»; «слово в рифму»; шарады; логогрифы, метаграммы; анаграммы; омонимы; омографы; путаницы – перевертыши; буриме, синквейны, лимерики. 2

Второе направление ориентирует на развитие художественно – речевого творчества на основе знакомства с литературными произведениями различных жанров. Одной из таких технологий является наглядное моделирование. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа.

В практическом пособии по развитию у детей речевого творчества, Дж. Родари «Грамматика фантазии» представлена методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием «карт Проппа».

Джанни Родари отмечает: «…преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей».

Целесообразность отмеченных выше технологических приемов, включая использование «карт Проппа», состоит в том, что ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

Данные формы организации совместной образовательной деятельности хороши для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании стихотворных произведений, сказочных героев, их действий и описания мест происходящего.

Использование символичных картинок, которые, как конструктор, структурируют сказочную историю, позволяют ребенку проводить ассоциации с реальными ситуациями своей жизни, познакомить с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя.

Также представленные методики позволяют расширить представления дошкольников о литературных источниках информации, научиться ориентироваться в тематике книг и структуре литературных произведений, оценивать социальные привычки литературных героев.

Таким образом, систематическое использование в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» технологических приемов и методов по развитию речевого творчества позволяют развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. Следовательно, создаются необходимые условия для организации совместной образовательной деятельности, способствующей развитию воображения у воспитанников, которое может реализовываться не только в речевом творчестве, но и других значимых видах детской деятельности.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу познакомить вас с несколькими технологическими приемами развития речевого творчества детей дошкольного возраста, которые можно гармонично включать в совместную образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста 6 года жизни рамках реализации образовательной области «Речевое развитие».

ФГОС дошкольного образования регламентирует осуществление речевого развития с учетом ряда значимых направлений, где развитие связной речи и речевого

творчества, овладение родным языком как средством общения и культуры являются одними из самых важных социально-личностных характеристик достижений ребенка в дошкольном детстве, служащих основой для формирования компетенций, необходимых для развития и обучения на следующей образовательной ступени.

На сегодняшний день существует множество практических приемов и методов, с помощью которых можно стимулировать процесс развития речевого речи у детей дошкольного возраста.

Условно можно выделить два направления организации педагогической деятельности по решению этой задачи.

Первое направление отражает стихотворное речевое творчество дошкольников, активизирующих возможности детей дошкольного возраста проявлять свои творческие способности в сочинение небольших стихотворений.

Второе направление ориентирует на развитие художественно – речевого творчества на основе моделирования собственных литературных произведений.

Практическая часть

Свой мастер-класс мне хотелось бы начать со слов известного педагога В. А. Сухомлинского: «Убогость слова – это убогость мысли, а убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической «толстокожести».

Научиться любить и чувствовать слово, использовать родной язык для творческого выражения своего речевого опыта можно на воспитании вкуса к стихам и поэзии.

Вот и мы с вами попробуем при помощи простых, но очень интересных «Игр в рифмы» приобрести великолепную способность к сочинительству. Игры в рифмы – это прикладные формы стихосложения. Они носят занимательный характер, служат для развлечения, развития памяти и чувства юмора.

Рифмы сочиняют – это понятно. А мы в рифмы поиграем. Я попрошу вас подобрать рифмы к двум словам. Итак, первое слово — «творог». Предлагайте, пожалуйста, первые пришедшие слова, которые бы рифмовались с предложенным словом. Замечательно, посмотрите, сколько рифм мы подобрали.

Второе слово – «комок». Здорово! Вы сочинили очень интересные рифмы.

А теперь я выберу пары рифмованных слов к первому и второму слову.

Таки образом у меня образовались две пары слов, которые рифмуются между собой:

творог – пирог комок-щиток.

На основе этих рифм мы познакомимся с литературной игрой Буриме (фр. bouts-rimés «рифмованные концы»), которая заключается в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы. Эта игра была придумана французским поэтом Дюло еще в 17 веке и актуальна до настоящего времени, поскольку не только развивает речевое творчество, но и привносит массу положительных эмоций в процесс коммуникативной деятельности.

Попробуйте самостоятельно решить стихотворную задачу, сочинив на заданные мной рифмы стихотворение. Помните, что проявление речевого творчества носит импровизированный характер и требует спонтанности.

Отлично, вы очень талантливы!

А вот такой веселый стишок получился у меня: Сегодня я купил творог, Испек вкусненький пирог. Но попался мне комок, Его спрятал я в щиток.

Теоретическая часть

Еще одна удивительная методика развития речевого творчества детей дошкольного возраста известна в практической педагогике — как метод развития детского воображения, фантазии, словесного творчества Владимира Яковлевича Проппа, впоследствии переработанная сказочником – Джанни Родари.

Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок.

Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку.

«Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки.

Сказочных ситуаций или функций 20:

  1. Запрет
  2. Нарушение запрета
  3. Вредительство
  4. Отъезд героя
  5. Задача
  6. Встреча с дарителем
  7. Волшебные дары или волшебное средство
  8. Появление героя
  9. Вредитель или антигерой
  10. Борьба
  11. Победа
  12. Возвращение домой
  13. Прибытие домой
  14. Ложный герой
  15. Трудные испытания
  16. Ликвидация беды
  17. Узнавание героя
  18. Изобличение ложного героя
  19. Наказание ложного героя 20. Свадьба или счастливый конец.

Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов (знакомство с этапами реализации метода Проппа происходит в рамках интерактивного взаимодействия с участниками мастер-класса):

1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения.

Объясняем общую структуру сказки:

  • присказка, зачин (приглашение в сказку)
  • повествование

-концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап. Проведение «подготовительных игр».

- «Чудеса в решете» — выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.

- «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.

- «Волшебные или чудесные вещи» — в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.

3 этап. Происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.

Сейчас на примере небольшой сказки «Кот, петух и лиса», я продемонстрирую работу с «картами Проппа».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год