Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дети с аутизмом. Особенности речи.
Развитие речи у детей
Автор: Фролова Ирина Александровна   
03.04.2023 17:19

Дети с аутизмом. Особенности речи.Дети с аутизмом. Особенности речи.

«Я не страдаю от аутизма, но я страдаю от того, как вы относитесь ко мне». Тайлер Дурдин.

По современному классификатору психических расстройств, расстройство аутистического спектра (РАС) включает в себя пять фронтальных детских состояний, известных как первазивное расстройство развития (PDD): классический аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, синдром Хеллера и атипичный аутизм.

Дети с синдромом Аспергера, носят самую лёгкую степень из расстройств аутического спектра, как правило, такие дети имеют прекрасный прогноз на будущее с помощью постоянных и правильных методов коррекции. Распространённой чертой «аспергера» является неспособность понять намерения другого человека, действия, слова и поведение. Они не понимают юмор, сатиру, намёки и т.д. Кроме того, дети с этим синдромом не могут инстинктивно реагировать на «универсальные» невербальные сигналы, такие как улыбка, «хмурые» брови и т.д.

 

При атипичном аутизме, как и при других формах аутизма, атипичный аутизм может сочетаться с широким спектром интеллектуальных способностей. Его определяющие черты — значительные проблемы в социальной сфере и развитии речи. Такой диагноз используют для тех, кто имеет частичные характеристики аутизма или у кого очень умеренные симптомы. Например, человек может иметь значительные признаки аутизма в социальной сфере, но не иметь стереотипных повторяющихся движений.

Синдром Геллера

Синдром Геллера известен как детское дезинтегративное расстройство, которое характеризуется потерей ранее приобретённых речевых и социальных навыков и постоянной задержкой развития в этих областях. Например, ребёнок, ранее говорил два или три словосочетания и постепенно потерял способность общаться с помощью слов. Также характерным для этого расстройства является социальный и эмоциональный регресс развития. Детское дезинтегративное расстройство, как правило, проявляется на четвёртом году жизни. В целом, социальные, коммуникативные, а также поведенческие навыки этого расстройства напоминают аутизм.

Синдром Ретта.

Синдром Ретта является редким, но тяжёлым расстройством мозга, которое встречается у девочек. При таком синдроме проявляются симптомы, такие как потеря двигательных и коммуникативных навыков после периода нормального развития. Дети, пострадавшие от этого расстройства часто теряют способность говорить. У них проявляются стереотипные движений рук, таких как ломание, хлопанье и беспрерывное «мытье» рук. Замедление роста головы и потеря мышечного тонуса является одним из первых признаков при синдроме Ретта. В большинстве случаев этот синдром вызван мутацией (изменением в ДНК) в гене MECP2, который находится на Х-хромосоме (одной из половых хромосом).

Разберем некоторые стадии развития аутизма, и так, аутизм первого уровня:

Люди с аутизмом начальной (ранней) стадией имеют заметные проблемы с навыком общения с окружающими. Обычно они могут разговаривать, но им трудно поддерживать диалог. Другим на этом уровне может быть тяжело искать новых друзей.

Симптомы ранней стадии аутизма:

  • снижение интереса к социальным взаимодействиям или деятельности;
  • очевидные признаки сложности общения;
  • проблема адаптации к изменениям в рутине или поведении;

Люди с аутизмом начальной стадии часто поддерживают высокое качество жизни с небольшой поведенческой и психоэмоциональной коррекцией. Своевременная коррекция поможет улучшить социальные и коммуникативные навыки.

Далее, аутизм второй стадии: такие пациенты уже нуждаются в серьезной коррекционной поддержке. Симптомы, связанные с этим уровнем, включают более серьезную нехватку словесных и невербальных навыков общения. Это часто затрудняет повседневную деятельность.

Симптомы легкой стадии:

  • существенное отсутствие вербальных и невербальных навыков общения;
  • поведенческие проблемы;
  • необычный или уменьшенный ответ на социальные сигналы, общение или взаимодействие;
  • проблема с адаптацией к изменениям;
  • общение с использованием чрезмерно простых предложений;
  • узкие, конкретные интересы.

Люди с аутизмом второго уровня обычно нуждаются в большей поддержке, чем люди с аутизмом первого уровня. Даже при поддержке они могут с трудом адаптироваться к изменениям в своей среде. В данном случае, может помочь целый ряд методов лечения. Например, сенсорная интеграционная терапия. Она помогает научиться справляться с сенсорными данными, такими как: запах, громкие или раздражающие звуки, отвлекающие визуальные изменения, мигающие огни.

И наконец, аутизм третьей стадии: это самая тяжелая стадия аутизма. На ней требуется существенная поддержка. В дополнение к более серьезной нехватке навыков общения люди с аутизмом третьего уровня также демонстрируют повторяющееся или ограничительное поведение. Ограничительное поведение – человек имеет тенденцию замыкаться в себе и ограждать от общения с окружающим миром. Как правило, это связано с невозможностью адаптироваться.

Симптомы тяжелой стадии аутизма:

  • заметная нехватка словесных и невербальных навыков общения;
  • ограниченное желание участвовать в социальном взаимодействии;
  • тяжелые поведенческие нарушения;
  • ощущение стрессовой ситуации при смене обычного распорядка дня;
  • отсутствие навыка фокусировать свое внимание.

Люди с аутизмом третьего уровня нуждаются в интенсивной терапии, которая фокусируется на различных проблемах, включая общение и поведение.

Детский аутизм, это само по себе отклонение в работе мозга, как следствие, вызывающее трудности в социализации из-за своеобразного восприятия мира. Нам известно, что это замкнутые, живущие в своем мире люди, с аномалиями интеллектуального развития. Для детей-аутистов характерны проблемы с речью, общением, обучением и последующей социализацией в обществе.

У ребенка с аутизмом плохо развивается речь, как рецептивная, отвечающая за понимание, так и экспрессивная, в данном случае, элемент самостоятельного высказывания. Часто дети с РАС, которые могут говорить, произносят слова, не имеющие никакого значения, или не связанные с контекстом диалога. Например, ребенок может начать считать в разговоре, который не связан с числами. Или может постоянно повторять слова, которые ранее слышал. Зачастую речь имеет форму эхолалий, повторов, чаще зацикленное повторение элементов речи (отдельных слов, фраз). Помимо эхолалий, таким детям свойственен набор слов и фраз — штампов, воспроизводимых автоматически, без понимания сути, неумение слушать вопрос или обращенную речь. Не смотря на вышеперечисленное, номинативный словарь (называние обозначение предмета словом), а также обобщающая функция речи — выявление общих признаков, свойств предметов для дальнейшей классификации по группам, может быть доступна небольшой части детей данной категории.

Особенности речевого развития детей с РАС, отражаются и в нарушениях коммуникативной сферы, перечислю некоторые из них:

  • отсутствие реакции на речь других людей;
  • проблема понимания обращенной речи;
  • сложности с обработкой аудиальной информации;
  • осмысление слов и фраз;
  • отсутствие реакции на вербальные инструкции;
  • позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление;
  • негативная реакция в случае, если собеседник говорит слишком много, или слишком быстро;
  • сложности с выражением своих потребностей или желаний;
  • нарушения грамматического строя речи, звукопроизношения, просодических компонентов речи (патологические изменения темпа, ритма, высоты голоса);

Для многих аутичных детей характерны стереотипные вокализации (то есть ребенок может произносить какие-то лепетные, повторяющиеся звуки, свистеть, подражать неречевым звукам – шуму воды, писку животных, кудахтанью птиц и т.д.). К пяти, семи годам появляется спонтанная речь, но она аграмматична, чаще всего с многочисленными нарушениями звукопроизношения. К фразовой речи дети переходят с большой задержкой по сравнению со своими сверстниками.

Речевое развитие при аутизме характеризуется достаточно специфическими чертами и во многом зависит от того, проводится коррекционное вмешательство.

Вызывание звуков при аутизме начинаем не со звуков, а с коммуникации! При аутизме нужно начинать с базовых нарушений – коммуникации и поведения.

Для запуска речи у детей с РАС коррекционные занятия должны быть направлены на:

стимуляцию мозговой активности;

облегчение восприятия новой информации;

проявление интереса к окружающему миру;

социализацию в обществе;

нейтрализацию агрессии;

развитие невербальной речи, речевого дыхания и артикуляционного аппарата.

В коррекционной работе с ребенком также важно создать эмоционально-положительный настрой, направленный на коммуникативное взаимодействие. Необходимо простроить работу таким образом, чтобы ребенок регулярно переживал приятные эмоции, устанавливал эмоциональный контакт со взрослым, получал достаточное количество сенсорной информации и через игру познавал новые социальные смыслы. Таким образом, развитие речи ребенка с РАС должно иметь комплексное воздействие, направленное на работу всех мозговых функций.

Игра на развитие речевого дыхания:

Предложите ребенку что-либо понюхать. Для этого упражнения подойдет всё, что есть под рукой: гранулы или зерна кофе, цветы, фрукты, сладости и т.д. Предложите сделать глубокий вдох через нос и во время выхода произнести шёпотом «а-а-а, у-у-у, и-и-и».

Игры на развитие органов чувств:

  • Предложите малышу постучать по чему-либо. Например, ложкой по кастрюле. Проговорите, какой звук вы слышите. Покажите, что можно создать ритм.
  • Предложите ребенку несколько разных на ощупь материалов. Трогайте их и проговаривайте, какой предмет на ощупь.
  • Предложите ребенку несколько любых предметов, пусть запомнит их наличие. Затем уберите любой предмет, малыш должен найти «пропажу».

Совет родителям от детского логопеда:

Если у Вашего ребенка диагноз РАС, придерживайтесь основных незамысловатых правил. Это поможет Вам заинтересовать ребенка, создать плотный контакт и периодически выводить его на непродолжительную коммуникацию.

  1. Чаще играйте. Через игру такие дети обучаются речи. Старайтесь также вводить игры, направленные на социальное взаимодействие, например, рисование, сюжетно-ролевые сценки. Во время игр находитесь рядом с ребенком, чтобы он слышал и видел Вас.
  2. Говорите с ребенком как можно чаще и, желательно, на одном языке. Повторяйте за ним его действия, подражайте звукам, которые он издает. Это вызовет доверие и поспособствует взаимодействию, улучшит коммуникацию и выведет на диалог.
  3. Разъясняйте ребенку с помощью визуальных составляющих: картинок, жестов, мимики. Зрительные контакты создают основу для развития речи.

Игры на развитие артикуляционного аппарата:

Для мимических мышц: поднимание бровей (вместе и по очереди), закрывание и открывание глаз (вместе и по очереди), сморщивание лба, носа, подбородка. Также предложите повторить эмоции. Покажите, как выглядит радость, грусть, обида, тоска и т.д. Развивайте мимику.

Для пассивной гимнастики языка: выводить язык из ротовой полости вперед и втягивать назад, поднимать вверх к нёбу и опускать вниз, упираться языком в щёки (влево-вправо), делать «трубочку».

Для пассивной гимнастики губ: сделать губы для поцелуя (как у рыбки), широко улыбнуться с закрытым ртом, поднимать верхнюю губу и опускать нижнюю, создавать различные уклады губ, необходимые для произнесения букв.

Ребенок с РАС, это всего лишь – ребенок. Основное и самое важное в общении с ним, помнить – «аутисты нуждаются в принятии, а не лечении».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год