Дети с аутизмом. Особенности речи. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Фролова Ирина Александровна | |||
03.04.2023 17:19 | |||
Дети с аутизмом. Особенности речи. «Я не страдаю от аутизма, но я страдаю от того, как вы относитесь ко мне». Тайлер Дурдин. По современному классификатору психических расстройств, расстройство аутистического спектра (РАС) включает в себя пять фронтальных детских состояний, известных как первазивное расстройство развития (PDD): классический аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, синдром Хеллера и атипичный аутизм. Дети с синдромом Аспергера, носят самую лёгкую степень из расстройств аутического спектра, как правило, такие дети имеют прекрасный прогноз на будущее с помощью постоянных и правильных методов коррекции. Распространённой чертой «аспергера» является неспособность понять намерения другого человека, действия, слова и поведение. Они не понимают юмор, сатиру, намёки и т.д. Кроме того, дети с этим синдромом не могут инстинктивно реагировать на «универсальные» невербальные сигналы, такие как улыбка, «хмурые» брови и т.д.
При атипичном аутизме, как и при других формах аутизма, атипичный аутизм может сочетаться с широким спектром интеллектуальных способностей. Его определяющие черты — значительные проблемы в социальной сфере и развитии речи. Такой диагноз используют для тех, кто имеет частичные характеристики аутизма или у кого очень умеренные симптомы. Например, человек может иметь значительные признаки аутизма в социальной сфере, но не иметь стереотипных повторяющихся движений. Синдром Геллера Синдром Геллера известен как детское дезинтегративное расстройство, которое характеризуется потерей ранее приобретённых речевых и социальных навыков и постоянной задержкой развития в этих областях. Например, ребёнок, ранее говорил два или три словосочетания и постепенно потерял способность общаться с помощью слов. Также характерным для этого расстройства является социальный и эмоциональный регресс развития. Детское дезинтегративное расстройство, как правило, проявляется на четвёртом году жизни. В целом, социальные, коммуникативные, а также поведенческие навыки этого расстройства напоминают аутизм. Синдром Ретта. Синдром Ретта является редким, но тяжёлым расстройством мозга, которое встречается у девочек. При таком синдроме проявляются симптомы, такие как потеря двигательных и коммуникативных навыков после периода нормального развития. Дети, пострадавшие от этого расстройства часто теряют способность говорить. У них проявляются стереотипные движений рук, таких как ломание, хлопанье и беспрерывное «мытье» рук. Замедление роста головы и потеря мышечного тонуса является одним из первых признаков при синдроме Ретта. В большинстве случаев этот синдром вызван мутацией (изменением в ДНК) в гене MECP2, который находится на Х-хромосоме (одной из половых хромосом). Разберем некоторые стадии развития аутизма, и так, аутизм первого уровня: Люди с аутизмом начальной (ранней) стадией имеют заметные проблемы с навыком общения с окружающими. Обычно они могут разговаривать, но им трудно поддерживать диалог. Другим на этом уровне может быть тяжело искать новых друзей. Симптомы ранней стадии аутизма:
Люди с аутизмом начальной стадии часто поддерживают высокое качество жизни с небольшой поведенческой и психоэмоциональной коррекцией. Своевременная коррекция поможет улучшить социальные и коммуникативные навыки. Далее, аутизм второй стадии: такие пациенты уже нуждаются в серьезной коррекционной поддержке. Симптомы, связанные с этим уровнем, включают более серьезную нехватку словесных и невербальных навыков общения. Это часто затрудняет повседневную деятельность. Симптомы легкой стадии:
Люди с аутизмом второго уровня обычно нуждаются в большей поддержке, чем люди с аутизмом первого уровня. Даже при поддержке они могут с трудом адаптироваться к изменениям в своей среде. В данном случае, может помочь целый ряд методов лечения. Например, сенсорная интеграционная терапия. Она помогает научиться справляться с сенсорными данными, такими как: запах, громкие или раздражающие звуки, отвлекающие визуальные изменения, мигающие огни. И наконец, аутизм третьей стадии: это самая тяжелая стадия аутизма. На ней требуется существенная поддержка. В дополнение к более серьезной нехватке навыков общения люди с аутизмом третьего уровня также демонстрируют повторяющееся или ограничительное поведение. Ограничительное поведение – человек имеет тенденцию замыкаться в себе и ограждать от общения с окружающим миром. Как правило, это связано с невозможностью адаптироваться. Симптомы тяжелой стадии аутизма:
Люди с аутизмом третьего уровня нуждаются в интенсивной терапии, которая фокусируется на различных проблемах, включая общение и поведение. Детский аутизм, это само по себе отклонение в работе мозга, как следствие, вызывающее трудности в социализации из-за своеобразного восприятия мира. Нам известно, что это замкнутые, живущие в своем мире люди, с аномалиями интеллектуального развития. Для детей-аутистов характерны проблемы с речью, общением, обучением и последующей социализацией в обществе. У ребенка с аутизмом плохо развивается речь, как рецептивная, отвечающая за понимание, так и экспрессивная, в данном случае, элемент самостоятельного высказывания. Часто дети с РАС, которые могут говорить, произносят слова, не имеющие никакого значения, или не связанные с контекстом диалога. Например, ребенок может начать считать в разговоре, который не связан с числами. Или может постоянно повторять слова, которые ранее слышал. Зачастую речь имеет форму эхолалий, повторов, чаще зацикленное повторение элементов речи (отдельных слов, фраз). Помимо эхолалий, таким детям свойственен набор слов и фраз — штампов, воспроизводимых автоматически, без понимания сути, неумение слушать вопрос или обращенную речь. Не смотря на вышеперечисленное, номинативный словарь (называние обозначение предмета словом), а также обобщающая функция речи — выявление общих признаков, свойств предметов для дальнейшей классификации по группам, может быть доступна небольшой части детей данной категории. Особенности речевого развития детей с РАС, отражаются и в нарушениях коммуникативной сферы, перечислю некоторые из них:
Для многих аутичных детей характерны стереотипные вокализации (то есть ребенок может произносить какие-то лепетные, повторяющиеся звуки, свистеть, подражать неречевым звукам – шуму воды, писку животных, кудахтанью птиц и т.д.). К пяти, семи годам появляется спонтанная речь, но она аграмматична, чаще всего с многочисленными нарушениями звукопроизношения. К фразовой речи дети переходят с большой задержкой по сравнению со своими сверстниками. Речевое развитие при аутизме характеризуется достаточно специфическими чертами и во многом зависит от того, проводится коррекционное вмешательство. Вызывание звуков при аутизме начинаем не со звуков, а с коммуникации! При аутизме нужно начинать с базовых нарушений – коммуникации и поведения. Для запуска речи у детей с РАС коррекционные занятия должны быть направлены на: стимуляцию мозговой активности; облегчение восприятия новой информации; проявление интереса к окружающему миру; социализацию в обществе; нейтрализацию агрессии; развитие невербальной речи, речевого дыхания и артикуляционного аппарата. В коррекционной работе с ребенком также важно создать эмоционально-положительный настрой, направленный на коммуникативное взаимодействие. Необходимо простроить работу таким образом, чтобы ребенок регулярно переживал приятные эмоции, устанавливал эмоциональный контакт со взрослым, получал достаточное количество сенсорной информации и через игру познавал новые социальные смыслы. Таким образом, развитие речи ребенка с РАС должно иметь комплексное воздействие, направленное на работу всех мозговых функций. Игра на развитие речевого дыхания: Предложите ребенку что-либо понюхать. Для этого упражнения подойдет всё, что есть под рукой: гранулы или зерна кофе, цветы, фрукты, сладости и т.д. Предложите сделать глубокий вдох через нос и во время выхода произнести шёпотом «а-а-а, у-у-у, и-и-и». Игры на развитие органов чувств:
Совет родителям от детского логопеда: Если у Вашего ребенка диагноз РАС, придерживайтесь основных незамысловатых правил. Это поможет Вам заинтересовать ребенка, создать плотный контакт и периодически выводить его на непродолжительную коммуникацию.
Игры на развитие артикуляционного аппарата: Для мимических мышц: поднимание бровей (вместе и по очереди), закрывание и открывание глаз (вместе и по очереди), сморщивание лба, носа, подбородка. Также предложите повторить эмоции. Покажите, как выглядит радость, грусть, обида, тоска и т.д. Развивайте мимику. Для пассивной гимнастики языка: выводить язык из ротовой полости вперед и втягивать назад, поднимать вверх к нёбу и опускать вниз, упираться языком в щёки (влево-вправо), делать «трубочку». Для пассивной гимнастики губ: сделать губы для поцелуя (как у рыбки), широко улыбнуться с закрытым ртом, поднимать верхнюю губу и опускать нижнюю, создавать различные уклады губ, необходимые для произнесения букв. Ребенок с РАС, это всего лишь – ребенок. Основное и самое важное в общении с ним, помнить – «аутисты нуждаются в принятии, а не лечении».
|