Консультация для педагогов «Развитие артикуляционного аппарата – залог правильной речи дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Степанова Ирина Владимировна | |||
21.03.2023 16:23 | |||
Консультация для педагогов «Развитие артикуляционного аппарата – залог правильной речи дошкольников» В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей, одной из причин неправильной речи детей является недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению речи окружающих (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произношения того или иного звука. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующие качества у детей: точность, плавность, силу, темп, переключаемость движений. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
Важное условие эффективности гимнастики – регулярность. Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на три группы: Упражнения для язычка – развивают подвижность языка, ребенка учат делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам; Упражнения для губ – ребенок учится вытягивать и округлять губы, растягивать их в улыбке; Упражнения для нижней челюсти – удерживать челюсть в определенном положении. Начинайте с упражнений для губ и щек Слоник – губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника; Хрюшка – губы вытянуть трубочкой и двигать ими в стороны, вверх – вниз, вращать по кругу; Уточка – вытянуть губы «клювиком», взять их большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать, оттягивая вперед; Лошадка – вдохнуть и выдыхать, посылая воздух на губы, так, чтобы они легонько вибрировали; Хомячок – щеки сначало надуть – сытый хомячок, потом втянуть – голодный; Шарик – щеки надуть и хлопнуть по ним кулачками – лопнул шарик. Статические упражнения для язычка Язычок спит в домике – рот открыт, язык свободно лежит во рту; Блинчик – широкий язык лежит на нижней губе; Иголочка – рот открыт, узкий язык вытянуть вперед; Сердитая кошка – рот открыт, кончиком языка опереться за нижние зубы, спинку языка поднять вверх; Грибок – рот открыт, язык прижат, как бы обтекает небо. Динамические упражнения для язычка Тик – так – рот приоткрыт, кончиком языка достаем уголки губ; Чистим зубки – рот открыт, круговые движения языком поверх зубов, и движения из стороны в сторону; Катаем мячик – рот закрыт, кончик языка упирается то в одну щеку, то в другую; Лошадка – цокать языком, для этого сначала присосать язык к небу, затем резко оторвать его, получиться характерный цокающий звук. Выполнять медленно; Гармошка – рот открыт, язык плотно прижат к небу, оттянуть вниз нижнюю челюсть, не отрывая языка от неба; Оближи варенье – кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, потом облизать верхнюю губу слева направо, и нижнюю справа налево; Накажем язычок (месим тесто) – широкий язык лежит на нижней губе; верхней губой шлепать по язычку – пя-пя-пя. Упражнения для нижней челюсти. Корова жует травку – совершать жевательные движения, одновременно двигая нижней челюсть влево — вправо; Экскаватор – медленно опускать нижнюю челюсть, задержаться на 5 секунд, потом также медленно поднимать с сопротивлением; Акула охотиться – челюсть опустить вниз – влево. Вниз – закрыть рот. Рекомендации:
Артикуляционная гимнастика является важной частью занятий с детьми. Благодаря этой гимнастике, у воспитанников закрепляются основные движения органов артикуляционного аппарата, тем самым создается основа для правильного звукопроизношения, правильной речи ребенка.
|