РАЗВИТИЕ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ В ОБЩЕНИИ И ИГРЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Пугачева Елена Георгиевна | |||
06.02.2023 10:27 | |||
РАЗВИТИЕ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ В ОБЩЕНИИ И ИГРЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Речь выполняет одну из самых важных направлений в развитии ребенка. Она очень тесно связана с его интеллектуальным развитием и позволяет познать весь окружающий мир. Речь человека достаточно сложна и разнообразна, поэтому проблема развития связной речи привлекал очень многих специалистов, и все они сходятся в одном мнении, что развивать связную речь необходимо с первых лет жизни ребенка. В дошкольном возрасте активно происходит усвоение языка, становление и развитие всех сторон речи. Важно отметить, что связная речь это достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития. Каждый ребенок должен уметь излагать свои мысли грамотно, правильно, связно и последовательно.
Таким образом, мы можем говорить о том, что связная речь – это умение излагать свои мысли логично, последовательно, образно. И эта связная речь влияет, в том числе и на успешность обучения ребенка в будущем, в школе. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Для того чтобы речь была связной необходимо ее развивать в повседневном общении и игре. В младшем дошкольном возрасте воспитатель мотивирует детей легко и свободно вступать в общение со взрослыми и детьми, учит детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?). Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Для развития связной речи необходимо использовать различные игры, так как именно игра выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и она не может проходить без речевого общения. Игра развивает детей со всех сторон и является самым эффективным средством развития речи. Из опыта своей педагогической деятельности, я отмечаю особую значимость игровой деятельности на развитие связной речи у младших дошкольников. Это связано с одной стороны тем, что речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют мои воспитанники, чем шире их кругозор, тем игра становится для них интересней. Особое внимание в своей деятельности я уделяю дидактическим играм, так как в их реализации дети обучаются тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей младшего дошкольного возраста игровой форме. Считаю, что дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Ниже предлагаю примеры дидактических игр, направленных на развитие связной речи детей младшей дошкольной группы: Игра: Угадай игрушку! Задачи: Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки. Ход игры: Воспитатель предлагает вниманию детей три-четыре игрушки. Дети называют их. Затем он сообщает, что будет рассказывать об игрушке, но о какой не скажет. Дети должны прослушать описание и назвать игрушку. Вначале воспитателю следует указывать на незначительное число признаков (один-два), в случае необходимости их число можно увеличить до трех-четырех. Игра: Скажи какой Задачи: Учить выделять и называть признаки предметов. Ход игры: Воспитатель вынимает из коробки предметы, называя их, а дети указывают на какой-либо признак, например: – Это кубик. – Он синий. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает: Это кубик. Он… (какай?). Игра: Разложи картинки Задачи: Учить устанавливать последовательность действий и правильно их называть. Ход игры: Детям дают две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; стирает и вешает белье). Дети должны назвать сначала первое действие, показать первую картинку, затем второе действие и вторую картинку. Игра: Назови, что это, и скажи, какой Задачи: Обучать выделять объект и его основной признак с помощью двух предложений, связанных цепной местоименной связью. Ход игры: Воспитатель приносит коробку с игрушками. Дети должны вынуть игрушку, назвать ее и сказать, какая она. – Это мяч. Он круглый. Игра: Объясни Зайке Задачи: Учить связывать два предложения посредством цепной связи. Ход игры: Зайка, называя предметы, ошибается. Дети его поправляют. – Посмотрите, какое у меня красивое красное яблоко. (Достает репку). – Это репка. Она желтая. Таким образом, мы можем говорить о том, что речь играет важную роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.
|