Конспект НОД по познавательно — речевому развитию с использованием нетрадиционных технологий по рисованию «Путешествие камешка» (старшая группа) |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Бережная Наталья Витальевна | |||
30.01.2023 14:33 | |||
Конспект НОД по познавательно — речевому развитию с использованием нетрадиционных технологий по рисованию «Путешествие камешка» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №79 «Чайка» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Подготовила: Бережная Наталья Витальевна, воспитатель Программное содержание: Вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о свойствах и качествах предметов неживой природы. Учить классифицировать камни по их отличительным признакам; Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Уточнить знания о значении камней и их использовании человеком в повседневной жизни. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств. Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память. Развивать диалогическую и монологическую речь. Развивать интерес к опытнической деятельности, к объектам неживой природы. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам в недрах земли, желание познавать природу родного края. Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Воспитывать любознательность, эстетический вкус.
Оборудование: ноутбук, телевизор, различные камешки, мнемотаблица, игра «каменная мозаика», набор для опыта «вулкан» цветной картон, макет вулкана для опыта, акриловые краски, кисточки. Ход НОД Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся. Рано утром мы встаем, В детский сад скорей идем. Говорить всем «С добрым утром!» Никогда не устаем! Доброе утро, небо! (показывают) Доброе утро, солнце! Доброе утро, наша планета, Земля! Доброе утро, наша большая семья! Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я утром пришла в детский сад, то нашла вот этот конверт. Я даже не знаю, для нас это письмо или нет? Ребята, а как называется наш детский сад? Дети: Наш детский сад «Чайка». Воспитатель: А наша группа? Дети: Группа «Непоседы». Воспитатель: А давайте прочитаем адрес на конверте (читаем и понимаем, что письмо пришло по адресу). Открываем конверт и рассматриваем. При помощи мнемотаблицы читаем письмо (письмо от гномика). Воспитатель: Ну, что же ребята, давайте будем искать в нашей группе шкатулку, которую нам отправил гномик, в ней, наверное, что-то интересное. Дети находят в группе шкатулку, но не открывают. Проводится игра «Коробочка ощущений» (по очереди просовывают ручку коробочку и на ощупь пытаются определить, что там лежит). Все дети догадались, что это камень. Воспитатель: Да, ребята, это камешек. Его в горах полным — полно. Он часто падает на дно. В ущелья со скалы крутой. Он твёрдый, маленький, большой. По форме разным он бывает. Его с дороги убирают, (камень) Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется профессия людей, которые занимаются исследованием камней? Дети: Это геологи. Воспитатель: Геологи изучают свойства камней, находят их месторождения, они часто ездят в экспедиции со специальными инструментами. Ребята, а вы хотели бы стать самыми настоящими геологами и отправиться на поиски камней? Дети: Да, конечно хотим. Воспитатель: Тогда отправляемся в экспедицию. (Детям предлагается преодолеть полосу препятствий, построенную из мягких модулей: как, будто идем по узкой дорожке, поднимаемся в гору или опускаемся в ущелье – все это делаем под музыку). По окончании экспедиции каждый ребенок находит камешки: морская галька, известняк, уголь, диорит. Затем рассматриваем каждый камешек отдельно. Воспитатель: Это морская галька. Она бывает разной. Каждый из вас побывал летом на море и любовался морскими камешками. Галька — гладкий круглый или овальный камень. Скругленную форму камню придает вода, поэтому галька встречается на дне или на берегу водоемов: рек, озер, морей. Вода омывает камешки, сталкивает их друг с другом и со временем острые края камней стираются. Иногда на это уходят годы или десятилетия. Игра «Каменная мозаика». Команда мальчиков выкладывает одну картинку, а девочки — другую, составляя небольшие рассказы. Воспитатель: Следующий наш камешек — известняк. Известняк — это осадочная горная порода, образован много миллионов лет назад из скелетов и раковин морских животных и представляет собой полузатвердевший ил. Из этого камешка делают мел. Попробуем им порисовать (На темном картоне дети рисуют белым мелом). Воспитатель: Рассматриваем следующий камень — это уголь. Каменный уголь — это не просто камень, а полезное ископаемое, которое образуется в недрах земли из остатков древних растений, которые росли на болотах. У нас в Крыму найдены небольшие месторождения угля в районе Бахчисарая в русле реки Кача. Затем рассматриваем уголь через лупу, пробуем сжать его в кулаке, ударяем молотком — он рассыпается. Делаем вывод: уголь черный, блестящий, твердый, но при ударе рассыпается на мелкие кусочки, оставляет след — угольную пыль (пачкается). Воспитатель: Следующий камешек — диорит. Образован в результате извержения вулкана. Это кусочки застывшей магмы ли лавы. Камень диорит намного крепче железа. А вы хотите увидеть, как образовались камни? Тогда посмотрим опыт. Опыт «Вулкан». Воспитатель: Ребята, пока «лава вулкана» остывает, я предлагаю вам посмотреть интересное видео «Крымские горы». После опыта дети раскапывают из песка камешки, рассматривают их. Воспитатель: Ученые нам говорят, Что много лет тому назад В ужасном беспорядке В земле родились складки. Тогда-то родились хребты Отроги и утес, И камень, о который Ты разбил сегодня нос. Воспитатель: Да, ребята камни появились очень давно, много миллионов лет назад. Люди используют камни для строительства дорог, мостов, домов. А мы сегодня из камешков построим целый город (об этом просил нас гномик в своем письме). И наш камешек из шкатулки обязательно пригодится. Под музыку дети выполняют продуктивную деятельность: раскрашивают камешки в форме домиков, выставляют на общую поверхность, укладывают тропинки, площадки и приглашают друзей-гномиков.
|