Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями через составление рассказов цепной структуры»
Развитие речи у детей
Автор: Ежкова Елена Николаевна   
15.01.2023 00:41

«Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями через составление рассказов цепной структуры»«Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями через составление рассказов цепной структуры»

Актуальность:

ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Ребенок с хорошо развитой речью – это успешный ребенок! Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Проблема

Для дошкольников логопатов нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными:

  • трудности передачи причинно-следственных, временных связей;
  • нарушение последовательности и пропуск слов в предложении;
  • использование однотипных простых синтаксических конструкций;
  • аграмматизмы при построении фраз.

Новизна

 

Скачать конспект

Применения технологии «Цепная структура высказывания» в развитии связной речи дошкольников, способствует выработке первоначальных навыков связного высказывания.

Цель: повышение уровня развития связной речи через использование цепного текста.

Задачи:

  • учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов
  • формировать умение пересказа текста цепной структуры с опорой на графическую схему
  • учить передавать содержание текста связно, последовательно, выразительно
  • развивать грамматический строй речи
  • упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.

Методика по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания была предложена кандидатом педагогических наук В.К. Воробьёвой в 1989 году. В настоящее время она находит своё отражение в работах многих современных авторов: таких, как Бардышева Т.Ю., Арбекова Н.Е., Дорошенко О.Ю., Комиссарова С.А., Гордеева Т.В., Губанова М.В. и др. За основу своей работы я применила опыт работы Светланы Александровны Комиссаровой. В пособии автора к каждому тексту дается сюжетная картинка, а также вопросы и опорные схемы с предметными картинками для пересказа.

Что такое цепная связь?

Это структурное сцепление предложений; непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова и развертывании его в последующем. В таких текстах, как правило, новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.

Цепная связь считается наиболее простым способом соединения предложений в тексте. Используются следующие средства связи:

  • лексические повторы
  • лексические и текстовые синонимы, местоимения.

Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов нужно подобрать изображения. Составление таких текстов облегчает процесс программирования каждого отдельного высказывания и рассказа в целом.

Предметно-графическая схема

Последовательность работы с текстом

Рассказ «Морж»

1 этап

Взрослый читает текст, затем просит на сюжетной картинке показать все предметы, о которых он читал. Уточнение сложных слов.

2 этап

Взрослый читает текст во второй раз. Ребенок следит по опорным картинкам и стрелкам

3 этап

Взрослый задает вопросы к каждому предложению по порядку. Ребенок отвечает полным предложением, следя по картинкам и стрелкам.

4 этап

Ребенок с опорой на картинки самостоятельно

пересказывает текст.

Игры и упражнения при работе с текстом

  • Предложить отобрать из ряда картинок, представленных на доске, только те, которые относятся к данному рассказу.
  • Расположить картинки в последовательности содержания рассказа.

Отбирая предметные картинки к каждому предложению, дети восстанавливают сюжет рассказа и составляют схему.

  • Восстановить заданный порядок картинок по памяти ("Предложения "рассыпались")
  • Найти и исправить ошибку в расположении картинок ("Предложения "перепутались")
  • Найти место "пропавшей" картинки в ряду других ("Потерялось слово в предложении")
  • Найти лишнюю картинку (лишнее слово в предложении). «Будь внимателен»
  • Педагог называет слова. Дети, услышав слово из прочитанного текста, хлопают в ладоши.
  • «Объяснялки»

Словарная работа по уточнению значений сложных или незнакомых слов.

  • «Подбери словечко»

Вспомнить слово – стрелку в предложении (глагол)

  • Какое слово – действие еще можно сказать, подобрать.
  • «Замени слово»

Подобрать местоимение или обобщающее слово объекту. (Белка-она, зверек и т.д.)

Пособие «Придумай рассказ»

  1. Планшет с нарисованными стрелками, которые обозначают глагольные слова. Липучки для крепления карточек с изображением объектов.
  2. Карточки из картотеки «Сложи фразу», с обратной стороны которых есть липучка.
  3. 2

Составление рассказа детьми

Результативность

  1. Дети на вопросы по содержанию текста отвечают полным, развернутым ответом.
  2. Передают содержание текста связно, не пропуская предложения.

Детям доступно самостоятельное использование знакомых графических

схем, расширение предложений за счет прилагательных, использование

местоимений.

3. Детям доступно самостоятельное использование знакомых графических схем,

расширение предложений за счет прилагательных, использование

местоимений.

Вывод:

Применение данной технологии позволяет облегчить и оптимизировать работу по развитию связной речи. Использование текстов цепной структуры развивает не только связную речь, но и память, внимание, мышление, что в свою очередь положительно влияет на готовность ребёнка к обучению в школе.

Список литературы:

1. Бардышева Татьяна Юрьевна Скованные одной цепью

Издательство: Карапуз, 2003 г.

2. Комиссарова Светлана Александровна Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры. Выпуск 3 (5-7 лет). ФГОС

Издательство: Детство-Пресс, 2020 г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год