«Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями через составление рассказов цепной структуры» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ежкова Елена Николаевна | |||
15.01.2023 00:41 | |||
«Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями через составление рассказов цепной структуры» Актуальность: ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Ребенок с хорошо развитой речью – это успешный ребенок! Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития. Проблема Для дошкольников логопатов нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными:
Новизна
Применения технологии «Цепная структура высказывания» в развитии связной речи дошкольников, способствует выработке первоначальных навыков связного высказывания. Цель: повышение уровня развития связной речи через использование цепного текста. Задачи:
Методика по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания была предложена кандидатом педагогических наук В.К. Воробьёвой в 1989 году. В настоящее время она находит своё отражение в работах многих современных авторов: таких, как Бардышева Т.Ю., Арбекова Н.Е., Дорошенко О.Ю., Комиссарова С.А., Гордеева Т.В., Губанова М.В. и др. За основу своей работы я применила опыт работы Светланы Александровны Комиссаровой. В пособии автора к каждому тексту дается сюжетная картинка, а также вопросы и опорные схемы с предметными картинками для пересказа. Что такое цепная связь? Это структурное сцепление предложений; непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова и развертывании его в последующем. В таких текстах, как правило, новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее. Цепная связь считается наиболее простым способом соединения предложений в тексте. Используются следующие средства связи:
Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов нужно подобрать изображения. Составление таких текстов облегчает процесс программирования каждого отдельного высказывания и рассказа в целом. Предметно-графическая схема Последовательность работы с текстом Рассказ «Морж» 1 этап Взрослый читает текст, затем просит на сюжетной картинке показать все предметы, о которых он читал. Уточнение сложных слов. 2 этап Взрослый читает текст во второй раз. Ребенок следит по опорным картинкам и стрелкам 3 этап Взрослый задает вопросы к каждому предложению по порядку. Ребенок отвечает полным предложением, следя по картинкам и стрелкам. 4 этап Ребенок с опорой на картинки самостоятельно пересказывает текст. Игры и упражнения при работе с текстом
Отбирая предметные картинки к каждому предложению, дети восстанавливают сюжет рассказа и составляют схему.
Словарная работа по уточнению значений сложных или незнакомых слов.
Вспомнить слово – стрелку в предложении (глагол)
Подобрать местоимение или обобщающее слово объекту. (Белка-она, зверек и т.д.) Пособие «Придумай рассказ»
Составление рассказа детьми Результативность
Детям доступно самостоятельное использование знакомых графических схем, расширение предложений за счет прилагательных, использование местоимений. 3. Детям доступно самостоятельное использование знакомых графических схем, расширение предложений за счет прилагательных, использование местоимений. Вывод: Применение данной технологии позволяет облегчить и оптимизировать работу по развитию связной речи. Использование текстов цепной структуры развивает не только связную речь, но и память, внимание, мышление, что в свою очередь положительно влияет на готовность ребёнка к обучению в школе. Список литературы: 1. Бардышева Татьяна Юрьевна Скованные одной цепью Издательство: Карапуз, 2003 г. 2. Комиссарова Светлана Александровна Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры. Выпуск 3 (5-7 лет). ФГОС Издательство: Детство-Пресс, 2020 г.
|