Звуковая культура речи в режимных моментах ДОУ посредством развития лексико-грамматических категорий |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Муратова Разия Тимерказыковна | |||
06.01.2023 14:54 | |||
Звуковая культура речи в режимных моментах ДОУ посредством развития лексико-грамматических категорий Выполнила: Муратова Р.Т. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Стерлитамак, 2022г. Развитие звуковой культуры речи тесно связано с формированием лексико-грамматического строя речи. Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование. Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным- употребление их в речи. Грамматический строй — система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях, то есть это изменение слова по значениям. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический- умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Таким образом, работая над лексико-грамматическим строем речи, мы прорабатываем и звуковую культуру речи.
Звуковая культура речи закладывается в тот момент, когда ребенок учится разговаривать. В возрасте от трех до семи лет дети осваивают произношение, интенсивно выполняют лексический запас, открывают для себя грамматический строй речи, учатся связно высказываться. Звуковая культура речи формируется из лексической стороны речи и грамматического строя речи. Лексическая сторона речи (значение слова) — словарная работа. Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни. Становление лексической системы языка происходит постепенно, так как не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. Детям нужно показать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого нужно научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их (что, кто это?), видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия (что делает?). От называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике. При назывании действий объекта (предмета) или действий с ним дети учатся видеть начало, середину и конец действия. Для этого проводятся игры с картинками. Рассматривая картинки дети учатся называть слова с противоположным значение (кукла большая — маленькая), формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка- одежда), развивается умение сравнивать предметы, соотносить целое и его части. Рассматривая картинки дети знакомятся так же с многозначными словами (ручка шариковая, ручка двери, ручка ребенка). В целом, словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием. Грамматический строй речи- это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов). Формирование его происходит постепенно. Сначала дети в своей речи не употребляют предлогов, могут путать род существительного, не правильно ставить ударение. В процессе развития происходит обогащение словарного запаса, получение знаний об окружающем мире и предложения принимают правильный вид. Грамматический строй- система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматического системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменениями словообразования, синтаксический — умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. Виды игр в режимных моментах Прививать ребенку звуковую культуру речи следует с помощью игровых условий. Полноценное звучание развивается в процессе тренировок, а игра как раз является той естественной деятельностью, где он готов многократно повторять одни и те же действия и слова. Можно подобрать игры, направленные на тренировку дикции и эмоциональности высказываний. На формирование артикуляционного аппарата, на становление речевого дыхания, на расширение словарного запаса. Первая младшая группа В первой младшей группе в основном игры направлены на формирование правильного звукопроизношения. Например, игра «На птичьем дворе». Взрослый предлагает детям послушать новое стихотворение: Наши уточки с утра: -Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда: -Га-га-га! А индюк среди двора: -Бал-бал-бал! Наши гуленьки вверху: -Грру-грру-у-грру-у! Наши курочки в окно: -Ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ран-рано поутру Нам споет: -Ку-ка-ре-ку! «Как кричат уточки?» — спрашивает взрослый, ребенок отвечает на этот и на другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков. Ребенок, познавая окружающий мир, должен иметь возможность увидеть предмет, потрогать его, прижать к себе, изобразить, услышать, как он называется. Игры знакомства с игрушками (паровоз, лягушка, корова и т.д.) Наличие достаточного количества предметов и игрушек, возможность самостоятельно действовать с ними, контакт со взрослым- необходимые условия для полноценного речевого развития малыша. Появление новых игрушек- предметов, материалов, живых объектов и возможность действовать с ними стимулирует детские высказывания. (Игры инсценировки «Курочка Ряба», «Гули-гули», «Колобок») Вторая младшая группа Игры на развитие лексической стороны речи «Что это?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?», способные научить их различать действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием. Игры на развитие грамматического строя речи: «Чего не стало?». «Чего нет у куклы?». Дети усваивают формы родительного падежа ед. ч. и мн. ч. (не стало утят, игрушек, нет тапочек). Средняя группа Особое внимание в словарной работе в средней группе уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Например, в играх «Кто (что) может быть... легким, тяжелым, добрым, веселым…?», «Продолжи цепочку слов» дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, называть слова, затем переходят к составлению словосочетаний, затем предложений и даже рассказы. В средней группе расширяется круг грамматических явлений, которые дети должны усвоить. Продолжается обучение образованию форм род. п. ед. ч и мн. ч. существительных (нет варежек, шапки; утенок-утята-не стало утят). Для этого проводятся игры и упражнения, например, «Закончи предложение», «Я начну, ты продолжи». Старшая группа В старшем дошкольном возрасте продолжаются обогащение, уточнение и активизация словаря. Широко используются загадки, описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов. Игры «Что вы видите вокруг?», «Найди нужное слово», «Наоборот» (Нам с тобой пришел черед, Сыграть игру «Наоборот», Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… «близко» и т.д.) Грамматический строй речи формируется в старшей группе усвоением согласования прилагательных и существительных, образованием трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении.) Игры «Скажи другими словами», «Путаница», «Хвост» (знакомство с разными значениями слова хвост) Подготовительная группа Одна из важнейших задач – формирование умения выбрать точное слово при формулировании мысли и правильно его применить в любом контексте. «Подскажи словечко» — воспитатель бросает мяч и спрашивает: -Ворона каркает, а воробей…чирикает! -Сова летает, а кролик... бегает! Работа по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе закрепляется с помощью игр «Чей? Чья? Чье?», «Один-много», «Дерево родственных слов». Таким образом, развитие звуковой культуры речи по средствам лексико-грамматических категорий в дошкольном образовательном учреждении активно ведется не только во время занятий, но и в режимных моментах ДОУ.
|