Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Звуковая культура речи в режимных моментах ДОУ посредством развития лексико-грамматических категорий
Развитие речи у детей
Автор: Муратова Разия Тимерказыковна   
06.01.2023 14:54

Звуковая культура речи в режимных моментах ДОУ посредством развития лексико-грамматических категорийЗвуковая культура речи в режимных моментах ДОУ посредством развития лексико-грамматических категорий

Выполнила: Муратова Р.Т. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Стерлитамак, 2022г.

Развитие звуковой культуры речи тесно связано с формированием лексико-грамматического строя речи. Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование. Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным- употребление их в речи.

Грамматический строй — система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях, то есть это изменение слова по значениям. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический- умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Таким образом, работая над лексико-грамматическим строем речи, мы прорабатываем и звуковую культуру речи.

 

Звуковая культура речи закладывается в тот момент, когда ребенок учится разговаривать. В возрасте от трех до семи лет дети осваивают произношение, интенсивно выполняют лексический запас, открывают для себя грамматический строй речи, учатся связно высказываться.

Звуковая культура речи формируется из лексической стороны речи и грамматического строя речи. Лексическая сторона речи (значение слова) — словарная работа. Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни. Становление лексической системы языка происходит постепенно, так как не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. Детям нужно показать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого нужно научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их (что, кто это?), видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия (что делает?).

От называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике. При назывании действий объекта (предмета) или действий с ним дети учатся видеть начало, середину и конец действия. Для этого проводятся игры с картинками. Рассматривая картинки дети учатся называть слова с противоположным значение (кукла большая — маленькая), формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка- одежда), развивается умение сравнивать предметы, соотносить целое и его части. Рассматривая картинки дети знакомятся так же с многозначными словами (ручка шариковая, ручка двери, ручка ребенка). В целом, словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием.

Грамматический строй речи- это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов). Формирование его происходит постепенно. Сначала дети в своей речи не употребляют предлогов, могут путать род существительного, не правильно ставить ударение. В процессе развития происходит обогащение словарного запаса, получение знаний об окружающем мире и предложения принимают правильный вид.

Грамматический строй- система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматического системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменениями словообразования, синтаксический — умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения.

Виды игр в режимных моментах

Прививать ребенку звуковую культуру речи следует с помощью игровых условий. Полноценное звучание развивается в процессе тренировок, а игра как раз является той естественной деятельностью, где он готов многократно повторять одни и те же действия и слова. Можно подобрать игры, направленные на тренировку дикции и эмоциональности высказываний. На формирование артикуляционного аппарата, на становление речевого дыхания, на расширение словарного запаса.

Первая младшая группа

В первой младшей группе в основном игры направлены на формирование правильного звукопроизношения. Например, игра «На птичьем дворе». Взрослый предлагает детям послушать новое стихотворение:

Наши уточки с утра: -Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда: -Га-га-га!

А индюк среди двора: -Бал-бал-бал!

Наши гуленьки вверху: -Грру-грру-у-грру-у!

Наши курочки в окно: -Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ран-рано поутру

Нам споет: -Ку-ка-ре-ку!

«Как кричат уточки?» — спрашивает взрослый, ребенок отвечает на этот и на другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.

Ребенок, познавая окружающий мир, должен иметь возможность увидеть предмет, потрогать его, прижать к себе, изобразить, услышать, как он называется. Игры знакомства с игрушками (паровоз, лягушка, корова и т.д.) Наличие достаточного количества предметов и игрушек, возможность самостоятельно действовать с ними, контакт со взрослым- необходимые условия для полноценного речевого развития малыша. Появление новых игрушек- предметов, материалов, живых объектов и возможность действовать с ними стимулирует детские высказывания. (Игры инсценировки «Курочка Ряба», «Гули-гули», «Колобок»)

Вторая младшая группа

Игры на развитие лексической стороны речи «Что это?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?», способные научить их различать действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием.

Игры на развитие грамматического строя речи: «Чего не стало?». «Чего нет у куклы?». Дети усваивают формы родительного падежа ед. ч. и мн. ч. (не стало утят, игрушек, нет тапочек).

Средняя группа

Особое внимание в словарной работе в средней группе уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Например, в играх «Кто (что) может быть... легким, тяжелым, добрым, веселым…?», «Продолжи цепочку слов» дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, называть слова, затем переходят к составлению словосочетаний, затем предложений и даже рассказы.

В средней группе расширяется круг грамматических явлений, которые дети должны усвоить. Продолжается обучение образованию форм род. п. ед. ч и мн. ч. существительных (нет варежек, шапки; утенок-утята-не стало утят). Для этого проводятся игры и упражнения, например, «Закончи предложение», «Я начну, ты продолжи».

Старшая группа

В старшем дошкольном возрасте продолжаются обогащение, уточнение и активизация словаря. Широко используются загадки, описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов. Игры «Что вы видите вокруг?», «Найди нужное слово», «Наоборот» (Нам с тобой пришел черед, Сыграть игру «Наоборот», Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… «близко» и т.д.)

Грамматический строй речи формируется в старшей группе усвоением согласования прилагательных и существительных, образованием трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении.) Игры «Скажи другими словами», «Путаница», «Хвост» (знакомство с разными значениями слова хвост)

Подготовительная группа

Одна из важнейших задач – формирование умения выбрать точное слово при формулировании мысли и правильно его применить в любом контексте. «Подскажи словечко» — воспитатель бросает мяч и спрашивает:

-Ворона каркает, а воробей…чирикает! -Сова летает, а кролик... бегает!

Работа по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе закрепляется с помощью игр «Чей? Чья? Чье?», «Один-много», «Дерево родственных слов».

Таким образом, развитие звуковой культуры речи по средствам лексико-грамматических категорий в дошкольном образовательном учреждении активно ведется не только во время занятий, но и в режимных моментах ДОУ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год