РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Галиева Лейсан Равилевна | |||
05.01.2023 19:09 | |||
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ статья из опыта работы Галиева Лейсан Равилевна воспитателя по обучению русскому языку МБДОУ «Детский сад комбинированного вида№3 «Айсылу» города Азнакаево РТ Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны. Важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, желания словами, предложениями. В игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем, ничто не сковывает ребенка. Необходимо развивать речь детей и формировать речевое общение. Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр.
Для проведения словесных игр не нужно усаживать ребёнка за стол и создавать атмосферу занятия, она не требует специального материала, а требует лишь знания педагогом самой игры. В словесные игры можно играть дома, на прогулке, по дороге, сидя в очереди, в транспорте. Словесные игры входят в раздел дидактическая игра, они знакомят малыша с окружающим миром, обогащают его словарный запас. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находить сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам. Эти игры имеют большое значение для развития мышления, внимания, логики ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других замечать логические ошибки. Играя со словами, дети учатся образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов, упражняются в словоизменении (предложно – падежные формы). Словесные игры можно разделить на четыре группы. В каждой группе определены следующие задачи. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других замечать логические ошибки. При проведении таких игр у детей развивается речь. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен никакой реквизит, играть в них можно по дороге в детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте. Словесные игры преследуют цель – развивать, формировать мышление детей в доступной, занимательной форме. Словесные игры можно разделить на четыре группы. В каждой группе определены общие мыслительные задачи. 1. Игры, воспитывающие умение выделять существенные признаки предметов, явлений. «Отгадай-ка». Цель игры. Обучать описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. «Металлическая, из прутиков, стоит на подоконнике, оттуда слышно пение птички», «Белого цвета, электрический, крышка открывается, сбоку горит красная лампочка, стоит на подставке, в нем кипятится вода». «Что это за птица (зверь)?» Цель игры. Учить описывать характерные признаки птиц, зверей и по описанию узнавать их. «Это птица большая, на ногах шпоры, на голове красный гребешок, желтый клюв, красивый хвост, будит по утрам». «Да-нет». Цель игры. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Водящий выходит за дверь. Дети выбирают предмет. На вопросы водящего они могут отвечать только: «Да» или «Нет». Водящий спрашивает: «Этот предмет лежит на полу?» — «Нет». «На стене?» — «Нет. «На полке?» — «Да». «Он стеклянный?» — «Да». «Это ваза?». – «Да». «Магазин». Цель игры. Обучать описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. Дети сидят полукругом, на столе полочка с игрушками. Продавец один из детей. К нему обращается сначала педагог: «Я хочу купить у Вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть и малыши, и взрослые». (Условия игры: нельзя смотреть на игрушку, которую хотите купить.) «Радио». Цель игры. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. Диктор (словарная работа – кто это?) будет описывать кого-либо из нашей группы, а по его рассказу мы узнаем, кто это. (Потерялся мальчик. У него короткая стрижка, джинсы, свитер, на котором изображена красная машинка). 2. Игры, воспитывающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения. «Придумай небылицу». Цель игры. Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей. «Шла по лесу девочка. В руках у нее была волшебная корзиночка. Сорвала девочка земляничку, положила в корзиночку, идет дальше. Нашла еще одну ягодку. Хотела положить в корзиночку, а места нет. Первая земляничка выросла и заняла все свободное место. Пришлось ягодки в кулачок собирать». «Похож – не похож». Цель игры. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать по описанию предметы. «У меня два цветка. Один с белыми лепестками и желтой серединкой, а другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с шипами». «Кто больше заметит небылиц?». Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; воспитывать умение отличать реальное от выдуманного. Развитие у детей связной, образной речи, воспитание понимание юмора, умения самому пошутить. К.И. Чуковский «Путаница». 3. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. «Отвечай быстро». Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, размеру, качеству и т.д.), быстро отвечать. Игра с мячом. Вопрос: «Зеленый». Быстрый ответ: «Лист». «Деревянный» — «Стол» «Кто больше?» Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать. «Дети, как вы думаете, какая профессия у Татьяны Ивановны, которая готовит котлеты?» «Назови три предмета». Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов. «Какие предметы можно назвать одним словом «Цветы» назвать можно только три слова. ( «Ромашка, георгин, пион») «Звери, птицы, рыбы». Цель игры. Закреплять умение классифицировать животных, рыб, птиц. Дети по кругу передают какой-нибудь предмет (от соседа к соседу) со словами: «Вот птица. Что за птица?» и нужно дать быстрый ответ «Орел». Называть можно не только птиц, но и зверей, насекомых, рыб. «Наоборот». Цель игры. Воспитывать у детей быстроту мышления. Игра с мячом. Назвать антонимы. (Вперед – назад; внутри – снаружи; налево – направо; завязать – развязать и т.д.). «Добавь слог». Цель игры. Развивать фонематический слух. «Дополни предложение». Цель игры. Развивать речевую активность. «Скажи слова с нужным звуком». Цель игры. Развивать фонематический слух, быстроту мышления. «Скажи по – другому». Цель игры. Учить подбирать синонимы. Большой – огромный, крупный, громадный, гигантский. Мокрый – сырой, влажный. «Подбери слово». Цель игры. Развивать гибкость мышления, умение подбирать нужные по смыслу слова. «Что можно шить?» (платье, кофту, брюки, юбку, пальто, сарафан, сапоги, шубу, и т.д.). «Что можно завязать?» (бант, шнурки, веревочку, шарф, завязки). «Кто знает, пусть дальше считает». Цель игры. Закрепление знаний порядкового счета в пределах 10, развитие быстроты мышления, слухового внимания. «Когда это бывает?». Цель игры. Уточнить и углубить знания о временах года. «Когда бывает много желтых листьев?». «Что бывает весной?» и т.д. 4. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. «Кто больше?» Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать. «Дети, как вы думаете, какая профессия у Татьяны Ивановны, которая готовит котлеты?» «Кто больше назовет предметов?» Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по месту их производства. «Что люди выращивают на полях?» (картофель, пшеницу, рожь и т.д.) «Кто вырастил зерно?» (хлебороб). «Природа и человек». Цель игры. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает природа. Водящий бросает мяч и задает вопрос: «Что создано человеком?» (ответы детей: мебель, заводы и т.д.). Водящий бросает мяч и задает вопрос: «Что создано природой?» (ответы детей, при этом возникают беседы, о том, как человек использует природу, что делает для ее охраны и т. д.) «Назови три предмета». Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов. «Какие предметы можно назвать одним словом «Цветы», но – условие: назвать можно только три слова. ( «Ромашка, георгин, пион») В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Любая игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Правильно организованная игра способствует развитию связной, диалогической речи, учит менять тембр, ритм речи, учит согласовывать движения со словами, учит слушать своего собеседника – участника игры.
|