Собственный педагогический опыт «Роль сказки в речевом развитии дошкольника» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Асяева Валентина Петровна | |||
04.11.2022 19:35 | |||
Собственный педагогический опыт «Роль сказки в речевом развитии дошкольника» Автор статьи воспитатель: Асяева Валентина Петровна. Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить не воспринимать окружающее». Д.Родари. Воспитывать и развивать ребёнка без сказок неразумно –никто не силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий. Хочу представить вашему вниманию опыт своей работы по теме «Роль сказки в речевом развитие дошкольника». Никому не секрет, что в мир сказок ребёнок вступает самого раннего возраста, как только начинает говорить. Самого рождения сказка приходит к малышу и с ним остаётся как чудо. Сказка воспитывает нравственные уроки сострадания, сочувствия, любовь к всему живому, представление о морали, справедливости со злом. Великие педагоги философы подчёркивают важность и значимость сказок в жизни дошкольника. Сам К.Д. Ушинский признавал полезность сказок, сочинял сказки для детей разного возраста. Сказка развивает фантазию ребёнка, является посредником между миром ребёнка и окружающей действительностью. Сказки являются эффективным средством развития речи. Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями. Сказка благодатно и не заменима и является источником воспитания ребёнка. Содержания Р.Н. С они просты для понимания ребёнка, богаты необходимыми образными выражениями. В раннем возрасте ребёнок проявляет интерес к всему сказочному, необычному, чудесному. Детские сказки расширяю словарный запас детей, помогают правильно строить диалог, развивает мышление память, эмоциональную отзывчивость. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизни ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка. В последние годы резкое снижение уровня речевого развития дошкольника. Одним из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомлённость родителей в вопросах речевого развития детей. Моя цель это повышение эффективности работы по всестороннему развитию речи детей через сказку, при взаимодействия детей, родителей воспитателей. Создать условия для знакомства детей со сказками, способствовать обогащению речи, активизировать словарь, развивать грамматический строй речи, навыки диалогической, монологической речи. Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль воспитание и развитие детей. Объясняю родителям значимость семейного чтения, которая может стать доброй семейной традицией, создаст задушевную, добрую атмосферу в доме. Вовлечь родителей к жизни своих детей в группе. Провожу консультации «Сказка в жизни ребёнка», «Учим ребёнка слушать и слышать». В родительских уголках, информационные рубрики «Слушаем сказки», «Как читать сказку». Совместно с родителями провожу разные мероприятия, представления по сказкам. В группе создана богатая развивающая среда с учётом требований ФГОС. Она должна быть содержательно –насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна. А так же родители помогли создать библиотеку сказок с качественным иллюстративным сопровождением. В своей работе по развитию речи при помощи сказки я использую разные формы и методы, которые применяю во всех областях педагогического процесса. В моей работе большое место занимает сказка. Рассказывая сказки, применяю приёмы которые помогают детям понять и лучше усвоить текст, обогащается речь, даёт новые знания об окружающем мире, беседуем, рассматриваем иллюстрации, альбомы, рисуем, лепим, слушаем аудиозаписи, смотрим мультфильмы. Играя в сказку использую разные виды театра. Детям нравится рассказывать сказки с помощью театра на ладошке. Такая деятельность позволяет развивать творческую фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказки. Сказка у нас присутствует во всех режимных моментах; умываемся, одеваемся, засыпаем, просыпаемся со сказкой. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Это позволяет насыщать сказочный материал с творческими заданиями, проблемными вопросами, ситуациями. Разбираем содержание сказки по вопросам, по сюжету. Дети знают название сказок, узнают сказки по иллюстрациям, могут вести диалог по разным сказкам, отличают злых и добрых сказочных персонажей. А также с детьми разучиваем физкультминутки «Сказки», пальчиковые игры «Любимые сказки» играем в подвижные игры «У медведя во бору», «Лохматый пёс», «Зайка беленький сидит». Имитационные упражнения «Изобрази героя сказки», «Покажи как ходит, рычит медведь, лисичка, прыгает зайка, катится ёжик и. т.д. Игры на имитацию голосу «Кто как кричит». В группе богатый дидактический материал. «Собери сказку», «Из какой я сказки», «Помоги колобку «Пазлы — Сказки», «Сказка за сказкой» Сказка –это не заменимый инструмент формирования речи и личность в целом. Восприятие сказки особым интегрированным видом деятельности, который способствует решению образовательных задач в рамках ФГОС. В дальнейшей своей работе планирую повысить желание детей слушать, драматизировать сказки которые способствуют развитию речи. Ведь сказка это чистота, доброта, которая воспитывает бережное отношение к окружающему миру.
|