«Сюжетно ролевая игра, как один из способов развития диалогической речи у детей с ОНР и поддержки детской инициативы» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Барабонина Надежда Викторовна Борщёва Вера Викторовна Теслюк Мария Игоревна | |||
01.10.2022 09:15 | |||
«Сюжетно ролевая игра, как один из способов развития диалогической речи у детей с ОНР и поддержки детской инициативы» Аннотация: в статье раскрывается проблема развития диалогической речи и детской инициативы детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе использования сюжетно-ролевой игры. Не для кого не секрет, что одной из проблем современного общества является слабая, не своевременно сформированная речь у детей. Работая в ДОУ, наглядно убеждаешься, что с каждым годом детей с ОНР становиться больше. В раннем возрасте проблемы с речью ребенка, для родителей могут показаться незначительными и незаметными, но в более старшем возрасте если их не решать и не корректировать недоразвитие речи может привести к трудностям в обучении и развитии детей. Речь ребенка — это не врождённая способность, речь формируется постепенно, начиная с гуления в младенчестве. Уже в первый год жизни ребенку необходимо общение со взрослым для того, чтобы начался процесс подражания звукопроизношения и становления артикуляционного аппарата. Родители зачастую считают, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением. Это ошибочное мнение родителей приводит к тому, что много детей дошкольного возраста имеют проблемы произношения.
Система дошкольного образования предусматривает диагностику, выявления нарушения речи у детей, и направление в коррекционные логопедические группы, где планируются индивидуальные программы коррекции и профилактики. Основной формой формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими в дошкольном возрасте, является игра. Предлагаем разобрать значение сюжетно – ролевой игры на развитие речи детей. Любая сюжетно-ролевая игра состоит из нескольких компонентов: сюжет, содержание, роли. Сюжет игры позволяет ребенку социализироваться в простом, знакомом сюжете из привычной жизни ( «дочки – матери», «аэропорт», «автобус» …) Воспроизводя содержание игры (играя) – дети обыгрывают, те отношения, между людьми, которые им знакомы и привычны. Распределяя роли в игре, дети действуют в соответствии с представлениями о данном персонаже и сюжете игры. Смысл игры для детей заключается во взаимодействии между персонажами. Еще на этапе выбора сюжета игры, сговора, выбора ролей дети используют диалогическую речь. Чем старше дети, тем сложнее сюжет игры и соответственно насыщенней разговорный словарь детей. И сразу начинается решаться одна из проблем развития речи у детей: формирование диалога. Диалог – основная форма общения дошкольников. Развивая сюжет игры, дети вступают в диалог с партнерами по игре: обращаются, задают вопросы, отвечают на вопросы, ведут беседы в паре или с несколькими участниками игры. И именно через диалог происходит речевая практика, формирование социальных навыков. В нашу логопедическую группу дети приходят с пяти лет (старший дошкольный возраст). В этом возрасте у детей уже есть определенный багаж знаний об окружающем мире, социальном окружении. Дети с удовольствием выполняют свою роль в играх, но зачастую не могут объяснить замысел игры; при развитии сюжета не могут комбинировать разнообразные события (сюжетосложения, сюжетотворчество); не всегда замещают словом действия в сюжетно-ролевой игре, сворачивая отдельные действия с предметами и переходя к другим: «сходили в кафе, а сейчас пойдем в парикмахерскую…» Скудная диалогическая речь не позволяет детям в полной мере объяснить задуманный сюжет и договориться о ролевых отношениях в игре. Некоторые дети, придя в логопедическую группу очень скованы и первое время совсем не говорят. Таким детям создаем условия для свободного выбора различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия, чтобы дети могли проявить свою познавательную активность, инициативу, включиться во взаимодействие со сверстниками, чтобы развивать эмпатию, коммуникативную функцию речи. Постепенно развивая речь детей, формируя детскую инициативу наблюдаем как дети начинают:
Со временем сюжетно – ролевые игры становятся более насыщенными, основываются на вновь полученных знаниях об окружающем мире, на небольшом, но личном опыте. В этом помогают тематические макеты, которые мы создаем совместно с детьми ( «Подворье», «Морские обитатели», «Город Балаково», «Северный полюс» и др.) Дети проявляют творческую инициативу, тем самым развиваются воображение, образное мышление, диалогическая речь детей.
|