Ароматерапия как инновационный метод познавательно-речевого развития дошкольников |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Могилевцева Наталья Владимировна | |||
23.09.2022 01:48 | |||
Ароматерапия как инновационный метод познавательно-речевого развития дошкольников Могилевцева Наталья Владимировна, воспитатель дошкольной группы МБОУ ООШ № 11 г. Ливны В настоящее время педагоги и родители любого дошкольного учреждения вовлечены в инновационные процессы, которые являются новым содержанием дошкольного образования, а так же формами, методами и приёмами работы с детьми. Речь является одним из показателей интеллектуального развития ребенка. Анализ результатов педагогической диагностики обычно позволяет обнаружить недостатки по развитию речи. Общеизвестным фактом является то, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста, не являются исключительно логопедической проблемой. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдают эмоциональная и сенсорно-перцептивная сферы ребёнка. Поэтому необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такой технологией, несущей особые развивающие возможности, на наш взгляд, является арт-терапия. К нетрадиционным, инновационным технологиям относится и один из видов арт-терапии – ароматерапия. Во всех образовательных программах уделяется внимание развитию слухового, зрительного центров, но почти нет речи о воспитании обонятельного, хотя он взаимосвязан с другими центрами. Через обонятельные рецепторы ароматические вещества попадают непосредственно в мозг. Нейробиолог Бостонского университета Джон Кауэр создал первый в мире томограф, позволяющий наблюдать за реакцией различных отделов мозга на разные ароматы. Он считает, что каждый аромат определяется так же, как свет и звук – частотой колебаний, которые нос и регистрирует.
В широком смысле, ароматерапия — это использование эфирных масел с целью лечения болезней и укрепления здоровья человека. Ароматы влияют на наше настроение, повышают работоспособность, а также могут успокаивать или тонизировать. Еще в 1939 г. отечественный физиолог Д. И. Шатенштейн научно обосновал и экспериментально доказал, что некоторые обонятельные раздражители напрямую влияют на состояние нервной системы. Существует несколько видов ароматерапии: ванны, ингаляции, массаж и т. д. В работе с детьми используются эфирные масла в минимальной концентрации. Они применяются в аромалампах и аромамедальонах, а также могут наноситься на деревянные или глиняные фигурки, которые долго удерживают запах. Разумеется, использование эфирных масел должно быть согласовано с педиатром, аллергологом и родителями дошкольников, чтобы исключить риск возникновения и развития аллергических реакций и различных побочных эффектов. Дети – чувствительные и внимательные натуры, воспринимающие действие ароматов без всякого предубеждения, потому их реакция на эфирные масла всегда положительна. В современных условиях активно изменяется окружающая нас атмосфера, возбудители, формирующие совершенно новый круг патогенеза заболевания и иммунной защиты организма. Ароматерапия способствует поддержанию здоровья ребят, создает благоприятный эмоциональный климат, помогающий ребенку улучшить его интеллектуальную деятельность и речевые коммуникации. Целью занятий с использованием элементов ароматерапии является создание условий для повышения работоспособности ребенка на логопедических занятиях через мотивацию к деятельности. Основные задачи:
Начальный этап работы, естественно, включает диагностику. Здесь важна и уместна работа с медицинскими работниками (выявление заболеваемости, наличие пищевых и других видов аллергий), работа с психологом (наблюдения, тестирование, фиксирование отличительных черт личности), изучение методической и энциклопедической литературы по теме. Ароматы подбираются в зависимости от наличия/отсутствия аллергии. Любое эфирное масло обладает бактерицидным, антисептическим противовоспалительным действиями и благотворно воздействует на сферу эмоций и психическое здоровье. Считается, что к тонизирующим относятся ароматы лимона, базилика, мелиссы, к расслабляющим – лаванды, ромашки, жасмина. Повышают настроение запахи апельсина, мандарина, розы. Для защиты от вирусов традиционно используют эфирные масла сосны, можжевельника, эвкалипта. Но, естественно, эти предпочтения всегда сугубо индивидуальны. В процессе работы с ароматами происходит работа по обогащению словаря ребенка (приятный, неприятный аромат, резкий, слабый, бодрящий, сладкий, свежий и т.д.). Также игры с запахами способствуют формированию навыка правильного ротового/носового вдоха и выдоха, повышают мотивацию к занятиям, стимулируют развитие обонятельных центров в головном мозге. Занятия направлены на развитие связной речи, лексико-грамматических средств языка. Помимо речевых заданий предусматриваются задания на восстановление психофизических функций (релаксация, развитие мелкой моторики, голосовые и дыхательные упражнения, психогимнастика). Каждое занятие посвящено одной теме. Можно отметить, что занятия с дошкольниками с помощью ароматерапии проходят очень интересно и насыщенно, потому что взаимоотношения с детьми строятся на игровом сюжете, где ребята выполняют задания воспитателя. Кроме того, с помощью ароматерапии можно заинтересовать робких и необщительных воспитанников, чтобы они проявили себя активными участниками педагогического процесса, а не пассивными слушателями. Речь человека отражает его психическое состояние. Например, блеск свечи аромалампы и аромат эфирных масел помогают детям получить как можно больше положительных эмоций, создают речевую среду для высказываний, умозаключений, выражения эмоционального состояния личности. С помощью эфирных масел легко и быстро можно поднять настроение грустному маленькому человечку, успокоить буяна, развить память и поддержать концентрацию внимания непосед. Вместе с детьми изготавливаем книжки-малышки с ароматными страницами, которые весьма эффективны при обучении монологу, совершенствовании диалогической речи. Рисование способствует осмыслению текста, формирует навыки самостоятельного высказывания, рассказа. Развитие мелкой моторики осуществляется через занятия лепкой, где так же присутствуют ароматы (масло в глине). Также эффективно использование различных ароматических игр. Играя с воспитанниками, мы одновременно развиваем у них любознательность, логическое мышление, обогащаем их представления об окружающем мире. Включая в игру все пять чувств, делаем это максимально эффективно. Например, к таким играм относятся следующие. «Ароматные мешочки». В тканевые мешочки нужно положить различные ароматные продукты (палочку корицы, зерна кофе, лимонные и апельсиновые корочки, стручок ванили и т.п.). Сначала ребенок нюхает каждый мешочек, а мама при этом рассказывает ему, что это за запах. Потом можно вынуть содержимое мешочков, рассмотреть и еще раз понюхать. Так формируются устойчивые ассоциативные связи между запахом предмета, его внешним видом и названием. Для детей старше 3 лет эта игра усложняется: ребенок должен понюхать мешочек, определить аромат и положить мешочек на соответствующую картинку или фотографию. «Прятки» – одна из любимых игр мальчиков и девочек. Но ведь в нее можно сыграть, сидя за столом и не выходя на улицу. Выберем легко узнаваемые масла. Пусть они будут максимально похожи по запаху на цветы, плоды, листья растений, из которых были добыты. Подойдут легкие для детского восприятия запахи: апельсин, лимон, мандарин, лаванда, роза, розмарин, герань, еловая хвоя. Теперь нам понадобятся картинки с изображением растений, соответствующих выбранным эфирным маслам. Нанесем на ватный диск 1 каплю эфирного масла или разведите в масле жожоба (1 капля на 10 мл). Не стоит подносить аромат близко к носу ребёнка, лучше слегка помахать им на расстоянии вытянутой руки. Все готово, можно начинать. Покажем малышу, к примеру, апельсин, затем дадим понюхать апельсиновое масло. Меняем картинки и масла, главное, чтобы малышу все удалось запомнить. Трех новых эфирных масел будет достаточно для арома-игры, ведь их количество с каждым разом будет увеличиваться. Итак, подготовка закончена, можно начинать игру. Прячем за спиной апельсин, даем понюхать его эфирный аромат и спрашиваем, что спрятано. Если ответ правильный, право прятать переходит к ребенку. «Ароматные аппликации». Развивая моторику, внимание и воображение малышей, мы с радостью выбираем аппликации из цветной бумаги. К праздникам предлагаем сделать самостоятельно открытки для бабушек и дедушек. Создавая объемную цветочную клумбу на листе картона или бумаги, ребенок с энтузиазмом воспримет предложение украсить работу ароматом. В этом случае стоит выбрать бумагу более плотную, чтобы несколько капель спрея на спирту с эфирным маслом не испортили внешний вид аппликации. Не только цветы подойдут для аппликации, но и ваза, наполненная цитрусовыми фруктами или апельсиновый сад. В дополнение к занятиям в группе можно и нужно применять методы ароматерапии в домашних условиях. Полезно регулярно предлагать ребенку понюхать тот или иной продукт, мыло, шампунь, крем и т.д. Регулярное вдыхание разных запахов активизирует сенсорное развитие ребенка, расширяет диапазон его ощущений и в целом оказывает положительное влияние на речь и познавательные способности. Дома можно применять методы ароматерапии, предлагая дошкольнику:
Эти игры не требуют специальной подготовки, в них можно играть в любое свободное время. Как показывает практика, использование элементов ароматерапии дает возможность поддерживать работоспособность детей с неустойчивым вниманием, способствует обогащению и активизации словарного запаса, развитию речи и мышления, формирует познавательные процессы. А, кроме того, дошкольники овладевают такими коммуникативными умениями, как умение вести диалог, составлять рассказ и самостоятельно высказываться. Итак, ароматерапия может использоваться для развития и совершенствования навыков речи и является отличным фактором для определения самооценки и укрепления уверенности в себе. А так же оказывает влияние на становление дошкольника как личности, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей и развивает творческое начало, а именно, затрагиваются все направления, относящихся к Основной образовательной программе детского дошкольного учреждения. С нашей точки зрения – это очень эффективная технология развития познавательной-речевой сферы детей дошкольного возраста. Однако, существуют и определённые трудности. Главная проблема, с которой мы столкнулись – отсутствие методического обеспечения. Самостоятельно изучали методическую литературу, которой, к сожалению, крайне мало, задействовали интернет-ресурсы. В данное время работа по выбранному направлению продолжается. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: Приказы и письма Министерства образования и науки РФ. – М.: Сфера. – 2018. – 98 с. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 № 1155: Приказы и письма Министерства образования и науки РФ. – М.: Сфера. – 2018. – 80 с. 3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез. – 2015. – 337 с. 4. Воробьева, У. Т, Плеханова, Н. Д. // Мои дети. – 206. – № 6. – С. 15-18. 5. Девис П. Ароматерапия от А до Я / Пер. с англ. М. Котельниковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 672 с. 6. Новикова, А. В. Здоровьесберегающие технологии в условиях современной образовательной системы // Высшее образование: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. А. П. Гаевой, С. Н. Жирякова, В. М. Полякова. – Белгород: ГОУ ВПО Белгородский государственный технологический университет им. Шухова В. Г. – 2008. – 180 с.
|