Развитие речи посредством пения у детей младшего дошкольного возраста. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Егорова Ирина Андреевна Чибисова Мария Петровна | |||
10.06.2022 19:40 | |||
Развитие речи посредством пения у детей младшего дошкольного возраста. Каждый взрослый человек умеет говорить: быстро или медленно, громко или тихо, с разными интонациями. В зависимости от ситуации меняется наша речь, она может быть эмоциональной или наоборот спокойной, тембр голоса у каждого человека неповторим и индивидуален. Поэтому голос человека можно назвать совершенным музыкальным инструментом. Маленькие дети тоже имеют голос и используют его для выражения своих желаний и эмоций и многие родители учатся понимать своих детей по жестам и мычанию, которое издает ребенок, и стараются по быстрее удовлетворить потребности своего малыша. Чем лучше родители понимают язык жестов и мимики своего ребенка, тем медленнее происходит становление речи. Работая в саду, мы отмечаем увеличение количества детей, имеющих нарушение речи или отсутствие ее к трем годам. Помочь таким детям задача специалистов ДОУ: психологов, логопедов и музыкальных руководителей.
Музыка тесно связанна с психологией и является инструментом воздействия в терапии и психокоррекции. Музыка тесно связана и с логопедией, ведь именно пение связанно с развитием речи. На первом этапе обучения мы отталкиваемся от тех навыков, которыми ребенок уже владеет — он может звукоподражать. Использовать можно дидактическую игру «Музыкальный кубик». На гранях кубика находятся картинки. Детям нужно озвучить открывшуюся картинку. Следующий этап – это пение попевок и песенок на различных звуках (например: «Это что за тарарам? Бам, бам, бам» Музыка и слова М.Е. Беловановой) Пение музыкальной фразы, помогает, детям, рассчитывать вдох и выдох не нарушая мелодии песни. При пении дети учатся протяжно произносить гласные звуки и четко и внятно согласные. Детские песни состоят из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством развития речи является повтор. Пение также тренирует и укрепляет артикуляционный аппарат (губы, язык), что помогает развитию четкой дикции ребенка. Пение полезно и для детей, с нарушением слоговой структуры слова, которые сокращают слоги и звуки в словах, проглатывают окончания. При пропевании «трудных» слов музыка помогает удержать слоговую структуру в полном объеме, т.к. служит ритмической основой слова, и если надо спеть в песенке слово «лягушечки», то сократить его и удержать музыкальный ритм не получится приходится, пропевать каждый слог. Огромный вклад в развитие речи приносит использование народного фольклора. Народное творчество выполняет воспитательную функцию прививает любовь к Родине, родной природе, традициям, а также способствует развитию памяти. В потешках, поговорках встречается много повторов, их содержание легко запоминается, а потом и воспроизводится, такие потешки, как «Сорока-сорока», «Кую, кую, ножки» доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и воздействуют на активные точки, расположенные на кистях рук. Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, некоторые потешки превратились в игры со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями. Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную игровую деятельность. Произведения народного творчества, влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух. Некоторые потешки можно инсценировать, при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью. Огромную роль в развитии речи играют народные игры. Ира — это соревнование и стремление каждого участника выйти победителем. В народных играх есть игровые припевы, простая и доступная мелодия с текстом. Так в свободной, непринужденной обстановке игра помогает развивать речь дошкольника. «Гори- гори ясно» «Карусель» и др. Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. В завершении хочется сказать, что значение пения в развитии речи и исправлении речевых нарушений очень велико. Именно пение вырабатывает правильное дыхание, способствует развитию четкой дикции и звукоформированию, укрепляет артикуляционный и голосовой аппарат, развивает память и мышление, расширяет словарный запас. А пение потешек без музыкального сопровождения, можно широко применять в самостоятельной музыкальной деятельности и повседневной жизни малышей. Авторы:
|