Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие речи с использованием игровых технологий
Развитие речи у детей
Автор: Кугно Лариса Юрьевна   
18.05.2022 06:18

Развитие речи с использованием игровых технологийРазвитие речи с использованием игровых технологий

Помимо традиционных методик обучения в последнее время в воспитательном процессе всё шире используются «Lego» – технологии.

«Lego» позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, обучении и воспитании. LEGO – позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребёнок не потребляет, он творит: создаёт предметы и жизнь.

Конструктор «ЛЕГО» помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

Lego способствует:

развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;

 

Скачать презентацию

формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);

формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.

постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);

формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;

овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);

формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;

развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие рече-двигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи.

Преимущества Лего-технологий перед другими игровыми приемами:

➢ С поделками из конструктора Lego ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например, клей.

➢ При использовании конструктора Lego у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха

➢ Конструктор Lego не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся логопедическая работа воспринимается им как игра

Некоторые примеры дидактических упражнений и игр:

«Чудесный мешочек» Цель: развитие речи, тактильного

восприятия формы предмета. Ход: педагог помещает

разнобразные детали в «чудесный мешочек» и просит найти

элемент определенной формы, либо пару одинаковых деталей, либо только те детали, которые ему нужны для задуманной композиции и т.д. (вариантов множество)

«Запомни и повтори» Цель: коррекция памяти, мышления и речи. Ход: педагог собирает Lego-постройку, подробно разбирает ее с детьми: из каких деталей она состоит; собирает снова, сопровождая действия речью. Затем скрывает постройку от глаз детей, а ребята по памяти ее воспроизводят.

Мимическая гимнастика с Лего

1. Меняя человечкам лица, выполняем мимическую гимнастику. Начинаем с простых мимических поз, постепенно усложняя (радостное, грустное, злое, удивленное, испуганное и т.д). Покажи такое же лицо, как нарисовано на карточке (карточки с выражением лиц лего-человечков). 3. Покажи карточку с таким выражением лица, как у лего-человечка. 4. Я покажу тебе лицо человечка, а ты скажи- какая у него эмоция и повтори. 5. Я называю тебе выражение лица (эмоцию), а ты мне найдешь лицо человечка с таким выражением и повторишь в зеркало. Веселое выражение лица- это когда улыбаются, покажи такое же лицо на лего- человечке- а как ты улыбаешься?

Некоторые примеры использования Лего-конструктора на занятиях по развитию речи:

1. Закрепление понятий «гласные» и «согласные» звуки; «твердость»«мягкость» согласных звуков. (Lego-sity, театрализация)

Вопросы: «Какого цвета костюмчики у твердых согласных? Какого цвета костюмчики у мягких согласных? Какого цвета костюмчики у гласных?» Затем проводится работа по звуковому анализу слогов, слов, например, гласный звук А пришел в гости к своему другу: согласному твердому звуку П. Они встали рядом и получился слог «АП».

➢ Сколько звуков в слоге «АП»? (два)

➢ Назови первый звук. (А)

➢ Назови второй звук. (П)

➢ Сколько гласных звуков? Назови гласный звук.

➢ Сколько согласных твердых звуков? Назови согласный звук.

➢ Какой по счету гласный звук А? Какой по счету твердый согласный звук П? Позднее (при звуковом анализе одно- и двусложных слов) человечки устанавливаются на кирпичик 2×2, символизирующий «слог». Для более длинного слога используется больший кирпичик.

Игра «Приготовь гамбургер»

( «Построй дом», Создай машину» и т.д.)

Задачи: автоматизация и дифференциация поставленных звуков,

развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук

Материал: конструкторы Лего-дупло «Веселый пикник» (Лего-сити или Лего-ферма), предметные картинки.

Ход игры: игроки (1-2 человека) правильно называют предмет и за это получают деталь лего. Кто быстрее соберет гамбургер (построит дом, создаст машину и т.д.), тот и выиграл.

 

Игра «Собери целое»

Задачи: закрепление правильного произношения звука "С" в словах, развитие фонематического восприятия, закрепление умения употребления слов в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными, развитие памяти, развитие мелкой моторики пальцев рук

Материал: предметные картинки конструктора Лего. 

Ход игры: детали от конструктора Лего выложены на столе картинками вверх. Ребенку предлагается запомнить их, затем картинки переворачиваются. Ребенок должен по памяти собрать картинки (либо изображенные на ней детали), соединив их между собой. назвать "Чего много?» Назвать "Какого цвета? «и т.п.

Игра «Любимые фрукты»

Задачи: согласование прилагательных существительными,

развитие умения согласовывать существительные с числительными, развитие связной речи, составление описательного рассказа о фруктах, образование относительных прилагательных, развитие зрительного восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук

Материал: конструктор Лего-ферма, схемы собирания- яблоко, груша, апельсин 

Ход игры

Игроку по предложенной схеме необходимо собрать фрукты.

Назвать одним словом.

Рассказать про каждый из фрукт "Какой он?".

Посчитать (один апельсин, одна груша, одно яблоко. 

Составить описательный рассказ по предложенной схеме.

Что это? Какого цвета? Где растет? Какой формы? Какой на вкус?

Что из него можно приготовить? Какой получится сок?

Аналогичные игры можно провести по темам «Животные», «Овощи» и т.д.

 

Игра «Путешествие в зоопарк»

Задачи: обогащение экспрессивной речи приставочными глаголами, совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкторы), автоматизация поставленных звуков в словах, развитие мелкой моторики пальцев рук

Материал: конструктор лего-дупло "Набор для веселой игры"

 Ход игры

Игроку предлагается совершить увлекательное путешествие вместе с Димой в зоопарк. Для этого нужно комментировать действия, совершенные Димой.

Дима из дома.... (вышел), речку по мостику он... (перешел) и дальше... (пошел). Дима к дороге..... (подошел), в машину сел и... (поехал). По дороге... (ехал), в горку.... (въехал), с горки... (съехал), озеро... (обьехал), кочку... (переехал), и в зоопарк приехал. Кого Дима там увидел?

Все действия ребенка, начиная от создания животного,

подробно им озвучиваются. Получается рассказ или,

скорее, сказка.

 

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Накопление словаря у таких детей происходит через увиденное и осознанное.

Например, работа с детьми по теме “Мой дом” удивила своей результативностью. Дети, используя конструктивно-игровое средство ЛЕГО -ДУПЛО, создавали конструкцию дома, с отдельными комнатами, с мебелью. Эмоциональная составляющая игры способствовала у них активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказа по построенным декорациям объединяло их в общее большое повествование, что помогло детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Такая же работа проводилась и по темам “Космос” и “Животные жарких стран”. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Попробуйте, вам понравится!

Желаю успеха!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год