Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Активизация речи у неговорящих детей с ЗПР
Развитие речи у детей
Автор: Лоскутова Яна Петровна   
25.03.2022 15:45

Активизация речи у неговорящих детей с ЗПРАктивизация речи у неговорящих детей с ЗПР

Для неговорящих детей с ЗПР характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми с ЗПР на начальном этапе:

  1. Стимуляция речевой и психической активности. Формируем положительный, спокойный настрой ребенка путем беседы или прослушивания аудиозаписи сказки, просмотра иллюстраций в книге.
  2. Развитие эмоционального общения со взрослым. Педагог на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает ребенка на речевое восприятие и речепроизводство. Для развития подражательности можно использовать следующие приемы:
  • Песенки гласных. Упражнение «Укачаем куклу», ребенок держит куклу, спина прямая, укачивает и поет «А-А-А» (сначала громко, затем тихо). «Как плачет малыш?» (Уа-Уа-Уа).
  • Приемы звукоподражания. «Как говорят животные?» (корова, коза, кошка, собака). Прослушивание звуков музыкальных и рабочих инструментов (пила, насос, молоток, колокольчик, барабан и т.д.)

3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию — эхолалии.

 

4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.

Развитие физиологического и речевого дыхания. Формируем правильный вдох, развиваем силу выдоха, способствуем увеличению объёма дыхания, развиваем умение выполнять плавный длительный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении, активизируем работу мышц губ. Для развития речевого дыхания можно использовать такие дидактические игры как:

  • «Посади бабочку на цветок» (из цветного картона вырезать цветок, на нитку закрепить бумажную бабочку) Задача ребенка – сдуть с цветка бумажную бабочку.
  • «Колобок» (ватный шарик) Задача ребенка как можно дальше «укатить» ватный шарик.
  • «Играем в футбол» (2 коктейльные трубочки, теннисный мячик, ворота) Задача ребенка – забить гол в ворота противника.
  • «Снежинка на варежке» (из цветного картона вырезать варежку, на нитку закрепить бумажную или пенопластовую снежинку) Задача ребенка – сдувать с рукавички бумажную снежинку.

Развитие артикуляционных навыков необходимо для укрепления мышц артикуляционного аппарата, для стимуляции полноценных правильных движений основными органами, участвующими в говорении (губы, язык, челюсти). При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо использовать зеркало, чтобы ребенок мог видеть движения языка, губ, челюстей, щек. Взрослый говорит и показывает упражнения медленно. Выполняем упражнения несколько раз в день по 3-5 минут. За один раз не более 2-3 упражнений. Артикуляционные упражнения «Окошко» -рот широко открыт (жарко), рот закрыт (холодно), «Чистим зубки» -улыбнуться, открыть рот, кончиком языка «почистить» зубы, «Дудочка» — напряженные губы вытягиваем вперед, и т.д.

5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности. Наблюдаем за животными (кошка, собака), рассматриваем игрушки, предметы и картины, иллюстрации книг. Используем пальчиковые игры, инсценировки, игры с правилами. Читаем потешки, прибаутки, стихи, сказки с использованием наглядности.

6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона, обеспечивающего минимальное общение.

Сенсомоторные игры обеспечивают развитие функционального взаимодействия между зрительным и слуховым восприятием, а также моторной сферой ребенка. Формируем представления о сенсорных свойствах и качествах предметов. Совершенствуем координацию движений рук. Развиваем мелкую моторику. Можно использовать следующие сенсомоторные игры: «Чудесный мешочек» (различные мелкие предметы разной формы, с различной фактурой). При помощи этой игры мы закрепляем умение узнавать разные предметы. Игра «Мозайка из бросового материала» (пробки или пуговицы разного цвета и размера) выкладываем рисунок. (бабочка, снеговик, мячики и т.д.)

7. Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения. Речевые игры «Угадай что звучит?» формируем навык вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов. (Показываем ребенку музыкальные инструменты, как звучит, затем убираем, ребенок по звуку узнает инструмент). Игра «День-ночь» формируем у детей навык соотносить свои действия со звучанием музыкального инструмента. (День, звучит музыка «птицы» летают, ночь «птицы» спят.)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год