Активизация речи у неговорящих детей с ЗПР |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Лоскутова Яна Петровна | |||
25.03.2022 15:45 | |||
Активизация речи у неговорящих детей с ЗПР Для неговорящих детей с ЗПР характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми с ЗПР на начальном этапе:
3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию — эхолалии.
4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков. Развитие физиологического и речевого дыхания. Формируем правильный вдох, развиваем силу выдоха, способствуем увеличению объёма дыхания, развиваем умение выполнять плавный длительный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении, активизируем работу мышц губ. Для развития речевого дыхания можно использовать такие дидактические игры как:
Развитие артикуляционных навыков необходимо для укрепления мышц артикуляционного аппарата, для стимуляции полноценных правильных движений основными органами, участвующими в говорении (губы, язык, челюсти). При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо использовать зеркало, чтобы ребенок мог видеть движения языка, губ, челюстей, щек. Взрослый говорит и показывает упражнения медленно. Выполняем упражнения несколько раз в день по 3-5 минут. За один раз не более 2-3 упражнений. Артикуляционные упражнения «Окошко» -рот широко открыт (жарко), рот закрыт (холодно), «Чистим зубки» -улыбнуться, открыть рот, кончиком языка «почистить» зубы, «Дудочка» — напряженные губы вытягиваем вперед, и т.д. 5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности. Наблюдаем за животными (кошка, собака), рассматриваем игрушки, предметы и картины, иллюстрации книг. Используем пальчиковые игры, инсценировки, игры с правилами. Читаем потешки, прибаутки, стихи, сказки с использованием наглядности. 6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона, обеспечивающего минимальное общение. Сенсомоторные игры обеспечивают развитие функционального взаимодействия между зрительным и слуховым восприятием, а также моторной сферой ребенка. Формируем представления о сенсорных свойствах и качествах предметов. Совершенствуем координацию движений рук. Развиваем мелкую моторику. Можно использовать следующие сенсомоторные игры: «Чудесный мешочек» (различные мелкие предметы разной формы, с различной фактурой). При помощи этой игры мы закрепляем умение узнавать разные предметы. Игра «Мозайка из бросового материала» (пробки или пуговицы разного цвета и размера) выкладываем рисунок. (бабочка, снеговик, мячики и т.д.) 7. Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения. Речевые игры «Угадай что звучит?» формируем навык вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов. (Показываем ребенку музыкальные инструменты, как звучит, затем убираем, ребенок по звуку узнает инструмент). Игра «День-ночь» формируем у детей навык соотносить свои действия со звучанием музыкального инструмента. (День, звучит музыка «птицы» летают, ночь «птицы» спят.)
|