Применение ТРИЗ технологии для формирования связной речи у детей дошкольного возраста. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ильина Светлана Александровна Демченко Алёна Николаевна | |||
13.03.2022 17:17 | |||
Применение ТРИЗ технологии для формирования связной речи у детей дошкольного возраста. При современном ритме жизни, родители вынуждены большую часть своего времени посвящать работе, из-за этого чаще всего детям уделяется не так много времени на общение. Родители полностью доверяют воспитателям и надеются, что их ребёнок в детском саду будет научен всему. Проблема большинства современных детей дошкольного возраста в скудности речи, лексический запас слов мал, не умение выражать свою мысль, ребёнок не сам строит рассказ, а чаще всего повторяет услышанное за детьми или взрослыми. Доказано, что чем активнее ребёнок, когда он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагог должен побуждать детей к речевой деятельности. Стимулировать речевую активность не только на занятиях, но и в процессе свободного общения. Формирование речи у дошкольников является важной задачей и успешное её решение необходимо, как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и комфортного общения с окружающими. Исходя из выше сказанного, при организации занятий и свободной деятельности используем нетрадиционные формы работы, то есть применение технологии ТРИЗ, которая благоприятно влияет на развитие речи и всестороннее развитие детей. Триз — теория решения изобретательских задач разработана в СССР в 1946 году Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами. ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности. ТРИЗ это уникальный инструмент для:
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. На вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать открытия.
Основные функции ТРИЗ
ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Положительные стороны ТРИЗ:
Методы ТРИЗ, которые применяем в своей работе:
Метод фокальных объектов (МФО) Одним из методов активизации, который помогает снять психологическую инерцию, является метод фокальных объектов. Суть метода заключается в следующем. Перед нами объект, который надо усовершенствовать. Для усовершенствования на данный объект переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты. Морфологический анализ Цель этого метода — выявить все возможные варианты решения данной проблемы. Метод «Мозгового штурма» Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, является мозговой штурм. Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их. Например: Как не промокнуть под дождём? Где в группе можно спрятать куклу? Для чего заяц меняет шубку зимой? Что делать, если попал на необитаемый остров? Дети предлагают решение этого вопроса. Игра: «Мои друзья». Системный оператор Система — это совокупность взаимосвязанных элементов и предметов, обладающая определенными свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Метод Золотой рыбки: Суть метода заключается в разложении заданной проблемной ситуации на две части: реальную и фантазийную, отбрасывании реальной составляющей и выделении сказочных моментов, от которых уже логическим путем можно домыслить, прийти к возможному интересному решению. Метод развивает речь, фантазию, логическое мышление, воображение. Можно взять любую сказку, или несколько сказок, сюжетов, проанализировать и изобрести решение. Метод маленьких человечков Моделирование маленькими человечками развивает понимание сути природных явлений, состава вещества. Сказочные персонажи в разных веществах ведут себя по-разному, например, в твёрдых телах они неразлучны, неподвижны и крепко прижимаются друг к другу, в жидких — находятся рядом друг с другом, но не так близко, наконец, в газообразных — очень шаловливые и постоянно двигаются. В результате применения технологии ТРИЗ у детей развивается связная речь, мышление, воображение, дети учатся общаться, обсуждать, сотрудничать, делать выводы, находить выход из любой ситуации. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.
|