Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Голубева Нина | |||
21.07.2015 07:07 | |||
Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Игра является видом непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе, она направлена на ориентировку в предметном мире и социальной действительности, где ребенок отображает впечатления от познания этих явлений. В играх формируются все стороны личности ребенка, они развивает как психические процессы, так одновременно дает огромный потенциал для развития творческих способностей детей. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Игры детей отличаются большим разнообразием. Среди этого разнообразия большое внимание уделяется дидактической игре.
Дидактическая игра – это одна из форм обучения детей и представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Кроме того дидактическая игра — это игра познавательная, которая направлена на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, даёт большие возможности для развития и совершенствования речи дошкольников. В своей работе дидактические игры использую для решения всех задач речевого развития, так как считаю, что дидактическая игра развивает речь детей: активизирует и пополняет словарь, формирует правильное звукопроизношение; развивает связную речь, а также умение правильно выражать свои мысли. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словообразований. Такие игры повожу как на групповых занятиях, так и в процессе индивидуальной работы. В своей работе ежедневно планирую дидактические игры разного вида, направленные на развитие речи у детей дошкольного возраста. Во время занятия игры подбирались соответственно темы. Так на занятии по экологическому воспитанию на тему «Домашние животные» после беседы о животных, для закрепления полученного материала была проведена игра «Отгадай, что это за животные?». В этой игре детям называют действия, которые свойственны данному животному. Дошкольники должны отгадать, о каком животном идет речь. Сторожит, грызет, лает – кто это? Ответы детей в этой игре были правильными: собака, кошка, свинья, корова, лошадь. Свои ответы дети подтверждали объяснением, например: лошадь – она ржет, скачет и бегает, потому что у нее длинные ноги; кошка – одна из домашних животных, кто мяукает и т.п. Провожу разнообразные дидактические игры и во время прогулки. Игры с мячом «Скажи наоборот», где называется слово и бросается мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно. Бросить – (поймать); спрятать – (найти); В игре дети встречались с трудными моментами, но в ходе игры и объяснений дети давали правильные варианты ответов. В игре «Скажи наоборот» детям предлагалось ряд слов, где они должны к каждому слову придумать противоположное по смыслу слово. Например, твердый – мягкий. День – (ночь); закрывать – (открывать); говорить – (молчать); Новый – (старый); широкий – (узкий); При индивидуальной работе старалась подбирать игры на различную тематику, но в основном из той области, где ребенок испытывает наибольшие трудности. В игре «Закончи предложение» ребенок предлагается начало предложения, а он должен его закончить по смыслу. Слон большой, а комар … (маленький). Суп горячий, компот… (холодный). В этой игре ребенку также было трудно соотнести противоположные по значению слова. Например, ребенок допускал ошибки: «дерево высокое, а куст маленький», где вместо «маленький» ребенок должен произнести «низкий» и т.д. С помощью воспитателя эти ошибки исправлялись. В игре «Помоги Незнайке» предлагается ребенку помочь Незнайке подобрать красивые слова – признаки к существительному. Зима — … (снежная, холодная, длинная). В процессе игры «Распутай слова» дети учатся составлять предложения. Слова в предложении перепутались, детям необходимо расставить их на свои места. Что же получится? Например, даются следующие предложения: 1. Дым, идёт, трубы, из. Данная игра позволяет не только строить логическую цепочку в процессе составления предложения, но и способствует правильному произношению звуков. Таким образом, организация дидактической игры позволяет вести коррекционную работу, направленную на развитие речи у детей дошкольного возраста, даёт возможность совершенствовать её, учит мыслить и тем самым способствует развитию у них познавательных интересов, правильных представлений об окружающей действительности.
|