ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Нескородева Елена Дмитриевна | |||
14.01.2022 11:34 | |||
ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Нескородева Е. Д. — учитель — логопед, МБДОУ № 14 г. Курска В статье описаны возможности использования сказкотерапии в логопедической работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, сказкотерапевтические технологии, развитие связной речи. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Поэтому к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи (В. К. Воробьева, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Использование сказкотерапевтических технологий как формы психопрофилактической и психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи дает взрослому возможность помочь ребенку справиться со своими проблемами, устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию; способствует интеллектуальному и речевому развитию детей. Сказкотерапия — это направление, которое использует сказку как архетипическую метафору в целях психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы), психокоррекции, психотерапии и психологического консультирования (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.А. Пожиленко, М.И. Чистякова и др.); развития и коррекции речи детей (Н. М. Погосова, О.А. Шорохова и др.). Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Результаты обследования развития лексико-грамматической стороны речи и связной речи старших дошкольников с ОНР отражены на рис. 1. Рис. 1. Состояние лексико-грамматической стороны речи связной речи у старших дошкольников с ОНР (%) У старших дошкольников с ОНР с низким уровнем сформированности устной связной речи в ходе логопедического обследования были выявлены серьёзные нарушения при построении высказываний на уровне фразы; выраженные нарушения наблюдались при выполнении заданий на составление рассказов. Отмечались серьёзные затруднения в смысловой организации высказываний. Выполнение творческих заданий оказалось для них практически недоступным. Сюжетно-тематическая организация занятий со сказочной тематикой, их разнообразие способствовали развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Благодаря использованию сказок на занятиях возможно разнообразное построение занятий: в одном случае это занятие- спектакль, где дети — участники спектакля и зрители, в другом они учителя, а в третьем — они ученики. Интенсивное развитие речи с применением данных методов обеспечивало: взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей детей; воспитание культуры речевого общения; повышение активности детей, их самостоятельности, способствующее умственному и речевому развитию; развитие внимания и интереса детей к языковым явлениям; обогащение словаря детей, развитие грамматического строя и связной речи. Результаты обследования устной связной речи старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) при проведении контрольного среза по методике констатирующего эксперимента представлены на рис. 2. Рис. 2. Динамика развития связной монологической речи старших дошкольников с ОНР (%) В результате проведенных занятий нами было отмечено улучшение показателей информативности и связности детских высказываний, а также их лексико-грамматического оформления (адекватность используемых синтаксических конструкций, уменьшение лексических ошибок, снижение аграмматизма). Старшие дошкольники с ОНР стали включать элементы описания в другие виды развернутых высказываний при пересказе, составлении сказок. Таким образом, в процессе целенаправленного обучения с использованием сказкотерапии дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и рассказов, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе. Литература
DEVELOPMENTAL OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH Neskorodova E.D. — speech therapist. Municipal budget preschool educational institution № 92 The article describes the possibilities of using developmental in speech therapy work with children under school age with the General underdevelopment of speech. Keywords: children under school age with the General underdevelopment of speech, developmental technology, the development of coherent speech.
|