Консультация «Предметно — пространственная среда как средство познавательно — речевого развития дошкольников». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Перфильева Лариса Николаевна | |||
05.01.2022 14:04 | |||
Консультация «Предметно — пространственная среда как средство познавательно — речевого развития дошкольников». Модернизация образования в ДОО повлекла за собой совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности, а также при проведении режимных моментов, позволяющих ребенку более полно проявить себя, свою активность. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды. Развивающая предметно- пространственная среда несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Особое внимание необходимо уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру, обогащая её такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Е. И. Тихеева (известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей. На развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Помещение группы разделено на так называемые центры активности (небольшие субпространства), в каждом из которых находится игровое и дидактическое оборудование, которое включает наглядный, раздаточный и иной материал, обеспечивающий более высокий уровень развития детей. Материалы заменяются по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы. Они должны подталкивать дошкольников к самостоятельным исследованиям. Наглядный, дидактический материал в центрах меняется, согласно лексической теме. Насыщая групповое пространство, педагоги должны позаботиться в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Маленькие дети – это любознательные, спонтанные, конкретно мыслящие существа, стремящиеся получить доступ к миру взрослых. Главный из ключей к этому миру – речь. С целью создания эффективной развивающей предметной среды в группе оформляется центр речевой активности. Материалы, которые группируются здесь, призваны побуждать совместные разговоры, обсуждения, что и почему представляет интерес, делиться друг с другом опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать друг другу свои истории. Для развития лексико-грамматической стороны речи (предметные и сюжетные картинки для пересказов, словесные игры и задания по текущей лексической теме, схемы для составления описательных рассказов по плану) Для коррекции звукопроизношения (картинный материал для артикуляционных гимнастик, зеркало для индивидуальной работы рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным картинным материалом, альбомы со сказками для артикуляционной гимнастики, альбомы с чистоговорками на свистящие, шипящие и сонорные звуки, на дифференциацию звуков. Здесь же находятся игрушки на развитие физиологического дыхания, и др). Для развития мелкой моторики имеются (маленькие мячи ребристые карандаши, грецкие орехи (массаж), пальчиковый бассейн, матрешки, мозаики, конструкторы, лего, пазлы, различные шнуровки, пристегивание, картотека пальчиковых игр и др). Для подготовки к обучению грамоте (магнитная доска, комплектом цветных магнитов, указкой, учебными планшетами: «Характеристика звука» и «Друзья-Звуковички» магнитная азбука, слоговые часы). Для пополнения речевого центра можно с помощью деталей конструктора ЛЕГО своими руками изготовить пособия. Включая в занимательную деятельность элементы игры с ЛЕГО, образовательный процесс становится более насыщенным, интересным, разнообразным. На начальном этапе по подготовке к обучению грамоте знакомим детей с термином «звук». С этой целью используются Лего – человечки в разноцветных костюмчиках. Для дифференциации гласных и согласных звуков в работе используются сыпучие материалы. Человечки в красных платьицах изображают гласные звуки, их туловище пустое, они всегда поют. В туловище человечков в синих и зелёных костюмчиках дети помещают сыпучие материалы (например, горох и манку). Эти человечки обозначают согласные звуки, они умеют шуршать и греметь. Проиграв один раз, дети перестают путать гласные и согласные звуки. Настоящей находкой для развития речи дошкольников — синельная проволока. Работа с проволокой кропотлива, а фигурки, иллюстрирующие рассказы, выполняются только после прослушивания текста, а не по ходу повествования, зато появляется возможность их дальнейшего обыгрывания: перемещение фигурок, изменение их поз, положение отдельных фигурок относительно друг друга. Для инсценировки используются сказки, с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, это облегчает запоминание детьми текстов сказок, в них соблюдается четкое деление на фрагменты – эпизоды, и ясно прослеживается логическая последовательность событий. Начать можно с речевых игр в которых, дети будут «оречевлять» персонажей. Использование в развитии речи дошкольников камешков Марблс способствует умению вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты; дают возможность самовыражения детей, тем самым способствуют речевому развитию дошкольников. Игровое пособие «Гонзики веселые глазки». Используя данную технологию, кисть руки ребенка приобретает хорошую подвижность, гибкость, у детей исчезает скованность движений. Самомассаж с «Гонзиками» способствует развитию связной речи у детей, его можно сопровождать стихотворным текстом. Так же для речевого центра совместно с детьми можно изготовить коллаж из сказок. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях — и получится «Коллаж из сказок». А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так. У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок? Для лучшего запоминания стихотворений можно изготовить пособие «Волшебные колечки». Н-р стихотворение Ты скажи-ка, умница, Что же это? – Улица! Интересная картина: Вот автобус, вот машина, Едет самосвал большой. Вот идёт трамвай с дугой, По реке плывёт “Ракета” - Это транспорт, транспорт это! Определяем опорные слова – существительные, они и будут «колечками». Дальше проводится работа по уточнению и расширению словаря. Трамвай с дугой (Что это за дуга?). Трамвай – городской пассажирский общественный электрический транспорт с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников. “Ракета” (Как может ракета плыть? “Ракета” — это название большого и быстрого катера, который плывёт очень быстро, как ракета. “Ракета” — название серии советских пассажирских речных а подводных крыльях.) Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз. Ты скажи-ка, умница, Что же это? – Улица! Интересная картина: Вот автобус, — на мизинец колечко “ Автобус” вот машина – на безымянный колечко “Машина” Едет самосвал большой. – на средний колечко “Самосвал”. Вот идёт трамвай с дугой – на указательный колечко “ Трамвай”. По реке плывёт “Ракета” — на большой колечко “Ракета” Это транспорт, транспорт это! – общий обобщающий жест. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”. «Колечки» можно использовать при проведении пальчиковых игр, пальчиковых шагов. С помощью «Волшебных колечек» достигаем следующих результатов:
С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получили огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей. Знание стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи. Следующий центр активности Центр «сюжетно-ролевой» игры или центр драматизации. В нем развиваются самые разные игры, где дети отражают ту жизнь, которую наблюдают вокруг себя. Они берут на себя и проигрывают разные роли и самые разные сюжеты. Очень важно помнить, что творческая драматизация и игра, особенно у маленьких детей, не может быть изолирована или ограничена определенным местом и временем. Очень интересные и содержательные «драматические» игры дети, по сути, могут разыгрывать и в строительном центре, и в центре песка и воды. Строя самолет, дети разыгрывают роли летчиков, купая, вытирая и одевая куклу в центре песка и воды, дети спонтанно разыгрывают роль мамы. Для дошкольников игра – это идеальная арена для эмоционально насыщенного и осмысленного обучения. игра выступает как приоритетная форма деятельности, содержательная работа детей в центрах активности – это и есть обучение через игру и целенаправленное познание. Играя, дети открывают для себя что-то новое, через игру и поисковую деятельность они учатся учиться. Поэтому, можно смело планировать и рассчитывать на развитие детей во всех областях деятельности в центре сюжетно-ролевой игры. Влияние на развитие.
Центр искусств. Этот центр выполняет разные функции — питает креативность, любознательность, воображение и развивает речь. Слово является для ребенка одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов и выражает их по-своему, другими словами, доступными способами: через продуктивные виды деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления на рисунках. Ведь недаром Л. С. Выгодский называл детское рисование "графической речью". Обличая мысль в слово таким образом, чтобы она стала понятной окружающим — вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок ребенка имеет уникальное значение. А педагог должен постараться любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок. Когда таких рисунков и рассказов наберётсядостаточное количество –можно сделать из них книжку. А ещё каждому ребенку нужно, чтобы его старания были по достоинству оценены. Важно быть мудрым, оценивая работу детей от своего имени, понимая, как важна для ребенка оценка воспитателя. Влияние на развитие.
Центр песка и воды. Центр песка и воды – настоящий подарок для детей в группе. Не для кого не секрет, что почти у каждого второго дошкольника старшего возраста имеются проблемы с речью. Ребенок старшего дошкольного возраста начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутым, молчаливым, нерешительным. На помощь педагогу приходят занятия в этом центре. Дети получают большое удовольствие, а у педагога – множество возможностей для того, чтобы через занимательную и очень активную детскую деятельность решать самые различные образовательные задачи. Строя картины из песка, придумывая различные истории, педагог передаетдошкольникусвои знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Влияние на развитие.
Центр науки и естествознания. Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?». Влияние на развитие.
Центр строительства. В процессе строительства создается много возможностей для расширения словаря ребенка. Это происходит в процессе постройки и называния сооружений, при обсуждении того, что построено, описании форм и размеров блоков, обсуждении плана будущей постройки со сверстниками. Развитие связной речи происходит при рассказах о созданной конструкции, при проведении сравнений, описании дальнейших строительных замыслов. Здесь начинаются первые пробы функционального письма, когда дети изготавливают для своих построек вывески и обозначения. Эффективным средством речевого развития является создание мини-музея, где любой экспонат может подсказать тему для интересного разговора. Ведь музей — это результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их родителей, а значит стимулятор речевой активности дошкольников. Э.П. Костина: «Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду». Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Только продуманный подход педагога к насыщению и содержанию всех групповых центров, позволит дошкольнику испытывать и использовать свои способности, позволит ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Что соответствует Целевым ориентирам, четко обозначенным ФГОС дошкольного образования. Грамотная организация познавательно-речевой развивающей среды:
|