Проблема речевого развития у детей старшей группы детского сада |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Тулинова Екатерина Геннадьевна | |||
31.12.2021 19:08 | |||
Проблема речевого развития у детей старшей группы детского сада Тулинова Екатерина Геннадьевна, Детский сад № 7 Московского района. Цель: исправить речевые недостатки у детей старшей группы путем ежедневной работы в группе и еженедельной с помощью специалистов. Дошкольное образование – это начальное звено в системе непрерывного образования, главным направлением которого являются понимание дошкольного возраста как самого ценного периода в развитии личности. Старшую группу, в которой я работаю, посещают дети 5-6 лет. Занятия в ней длятся 30 минут, прерываются «физкультминутками» и пальчиковой гимнастикой для отдыха и для того, чтобы ребенку не надоел учебный процесс. В группе находятся разные дети по характеру, темпераменту, также с нарушениями речи. Мы работаем так, чтобы к каждому ребенку был найден индивидуальный подход.
Проблема речевого развития детей очень актуальна т.к. процент дошкольников с речевыми нарушениями остается высоким. Она волнует родителей в первую очередь, а также детей, которые начинают осознавать ее и появляются комплексы и неуверенность в себе. На примере моей старшей группы я подробно бы хотела рассмотреть этот вопрос. Условия, которые, по моему мнению, необходимые для успешного речевого развития детей: создание условий для полноценного общения ребенка со сверстниками и взрослыми,
Как правило, проблемами речевого развития начинают заниматься с 4 лет, для этого логопед в садике проводит осмотр детей, выявляя нарушения. После этого информация сообщается родителям, которые уже принимают решение о переводе в специализированный логопедический садик или о занятиях с ребенком в индивидуальном порядке. В индивидуальном порядке у нас в Московском районе также можно бесплатно посещать логопеда в нашей поликлиннике или прикрепить ребенка к специальному центру, где проводит занятия логопед (направление можно взять на комиссии). Не исключен также вариант посещения логопеда с ребенком на коммерческой основе, выбор за родителями. Всем известно, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи ребенка, улучшению его памяти, концентрации внимания. В основную программу старшей группы включены занятия, направленные на развитие мелкой моторики. Мы проводим с детьми занятия по работе с природным материалом, создавая различные поделки. Также дети работают в тетрадях, рисуют по точкам, пишут сами буквы. Ежедневно с детьми мы проводим пальчиковую гимнастику по 3-5 минут в начале занятия или в середине, когда дети начинают уставать. Пальчиковую гимнастику нельзя проводить, если:
Для решения речевых проблем у нас в садике предлагаются также дополнительные занятия, например, по рисованию, где используется метод рисования ватными палочками, что несомненно развивает мелкую моторику. Также дети очень любят кружок «Юный волшебник», на котором они создают мелкие предметы, делают фокусы. Он также способствует хорошему настроению детей, созданию благоприятной психологической атмосферы в группе, налаживанию теплых дружеских отношений между детьми. Также некоторые дети посещают занятия с психологом для внутреннего раскрепощения. Для желающих в старшей группы предлагается одно занятие в бассейне, которое проходит по вторникам один раз в неделю. Всем известно, что вода снимает лишний тонус мышц, способствует хорошему кровотоку к голове, успокаивает и расслабляет. Если говорить о серьезной профессиональной работе решению речевых проблем у детей, то этим у нас занимается логопед. Она ведет групповые занятия, но находит время на индивидуальные. У каждого заведена специальная логопедическая тетрадь с домашними заданиями, которые необходимо тщательно выполнять. На занятиях логопед уже профессионально оценивает степень нарушения развития речи у каждого ребенка и подбирает индивидуальный подход.. Исправление проблем речевого развития у наших детей — это ежедневный долгий процесс. Он происходит не только в садике, но и дома. В группе мы постоянно следим как разговаривает ребенок, общаясь со сверстниками, при необходимости исправляем его. Большое значение, безусловно, имеет и качество нашей речи. Нельзя преуменьшать и значение домашних заданий, которые выдает логопед. Это и задания в специальной логопедической тетради, а также работа с речевым аппаратом. Результатами работы нашего логопеда, воспитателей группы, помощника воспитателя и родителей стали улучшения чистоты речи наших детей. Пусть они пока небольшие, но дорогу осилит идущий.
|