Применение инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи в детском саду. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Евстифеева Людмила Владимировна | |||
06.12.2021 12:53 | |||
Применение инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи в детском саду. Автор: Евстифеева Людмила Владимировна Мнемотехника — техника запоминания, которая возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Актуальность использования данного метода обусловлена тем, что в настоящее время у детей дошкольного возраста существует проблема при запоминании и заучивании стихотворений. А следствием этого является и скудный словарный запас, и неумение согласовывать слова в предложении, и нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. А поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, то использование мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц призвано стимулировать именно ассоциативное мышление и организовать учебный процесс в виде игры.
С какого возраста используют? Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов. Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями. Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания. С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия: Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма. Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Хорошее стихотворение – та же музыка. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. И поэтому следует быть крайне осторожным и разборчивым при выборе стихотворений для заучивания. Требования при выборе стихотворений:
Какая польза от мнемотехники для детей. Преимуществ от данной техники множество, например:
Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников. Как пользоваться мнемотаблицами Этапы работы над стихотворением:
Чтобы не тратить время попробуйте эту волшебную технику с ребёнком прямо сейчас! Разучивание стихотворения Виолеты Пальчинскайте «Есть у каждого свой дом» с использованием мнемотаблицы У лисы в лесу глухом Есть нора – надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. Разучивание стихотворения Виолета Пальчинскайте «Есть у каждого свой дом» с использованием мнемотаблицы 1. У лисы в лесу глухом Есть нора — надежный дом. 2. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. 3. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. 4. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. 5. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет он лапу. 6. Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем
|