Пальчиковые дорожки для развития речи дошкольников |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Запотылок Елена Геннадьевна | |||
10.11.2021 06:46 | |||
Пальчиковые дорожки для развития речи дошкольников О значимости мелкой моторики написано не мало. Уверена, каждый родитель слышал, что, развивая пальчики, мы помогаем развиваться речи малыша. Мелкая моторика формируется постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в игры. Для развития речи и мелкой моторики я предлагаю для дошкольников «пальчиковые дорожки». Пальчиковые дорожки — отличные тренажеры для маленьких детских пальчиков. Нам, взрослым, кажется, что может быть проще, чем ходить пальчиками по пуговицам, или раскрывать молнию. Но для малышей — это все труд и познание! С пальчиковыми дорожками можно проводить увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но и развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи. Я начинаю работу с самого легкого варианта: без речевого сопровождения шагать по дорожкам – для начала «шаги» указательным и средним пальцами. Затем постепенно ввожу остальные пальцы руки в следующей последовательности:
Далее одновременные движения пальчиками обеих рук. Затем ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают» вверх, а другой – «вниз»). Далее мы добавляем речевое сопровождение. Для автоматизации поставленных звуков я использую следующие задания:
- «Шагай пальчиками по дорожке вверх, правильно произнося слоги: ша-ша, шо-шо, шу-шу, ши-ши и т.д. Так же автоматизируем звуки в словах, предложениях, скороговорках. Учим с помощью пальчиковых дорожек стихотворения. Пальчиковые дорожки также можно использовать при совершенствовании лексико-грамматических категорий, развитии фонематического слуха: «Посчитай слово», «Большой-маленький», «Подели слова на слоги» и т.д. Отдельно стоит упомянуть использование сенсорных фонов для игр по правилам. Многие известные и популярные у детей игры по правилам можно перевести в пальчиковые игры, например, классики. Выполнение этих упражнений и движений пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребёнка. Следует отметить, что речь у человека является инструментом мышления, тем самым развивая речь – мы даем мощный толчок интеллектуальному развитию ребенка. Речь оказывает большое влияние на развитие психических процессов. Прежде всего, под влиянием речи изменяется восприятие ребёнка.
|