Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Алексеева Наталья Сергеевна | |||
31.10.2021 08:16 | |||
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники Связная речь представляет собой форму мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Формирование навыков связной речи имеет большое значение для становления личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе. Требования к освоению дошкольником того или иного направления развития представлены в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, согласно которому задачи образовательной области «Речевое развитие» дошкольников включают развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также владение речью как средством общения и культуры. Одной из задач реализации образовательной области «Социально коммуникативное развитие» является развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, что также подразумевает формирование у него основных навыков связной монологической и диалогической речи.
Как следствие, сформированность навыков связной монологической и диалогической речи в современной системе дошкольного образования рассматривается как базис для ребенка дошкольного возраста, как важнейшая предпосылка благополучия его социального и интеллектуального развития, играющая важную роль в освоении различных видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества. Речь считается связной, если она характеризуется такими критериями:
В связи с преобладанием у дошкольников наглядно образного вида мышления одной из наиболее оптимальных технологий развития у них связной речи будет являться мнемотехника, позволяющая представить сравнительно абстрактный речевой материал в виде визуализированных символов и образов. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи по развитию связной речи дошкольников:
К основным способам мнемотехники возможно причислить:
Технология мнемотехники помогает решить проблему развития связной речи детей дошкольного возраста:
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. В начале используются мнемоквадраты, затем переходят к мнемодорожкам и, позже, к мнемотаблицам. Работа с мнемотаблицами состоит из нескольких этапов: На первом этапе вместе с детьми рассматриваем таблицы и анализируем то, что на ней изображено. На втором этапе осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в слова. На третьем этапе воспроизведение, например, заучивание стихотворения пересказ сказки, или составление рассказа с опорой на символы. Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, пересказа художественных произведений и помогают детям выстраивать:
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что мнемотехника является эффективной технологией, которая позволяет дошкольникам эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами; позволяет использовать ее при реализации различных направлений развития связной речи: обучении составлению рассказов, пересказах, отгадывании загадок, заучивании стихотворений и т. д. Мнемотехника как технология сочетает в себе достоинства наглядного и словесного метода, а ее эффективность объясняется учетом психологических особенностей детей (преобладание у них наглядно-образного мышления).
|